Народная артистка Беларуси Зинаида Зубкова отдала Купаловскому театру всю свою жизнь. На его сцену она пришла еще в 1960 году студенткой Белорусского государственного театрально-художественного института (ныне Белорусская государственная академия искусств). Сегодня ей исполняется 85. Этот юбилей - большое событие для Купаловского театра, ведь Зинаида Зубкова - одна из тех актрис, без которых развитие театра невозможно представить. Корреспондент БЕЛТА побеседовала с народной артисткой о любви к искусству, военном детстве и ее самых любимых ролях.
- Я попала в Купаловский театр, поскольку мой педагог из Белорусского государственного театрально-художественного института Константин Санников работал там режиссером. Тогда в театре собрался очень талантливый состав. Виктор Тарасов, Геннадий Овсянников, Галина Толкачева, Август Милованов, Лилия Давидович составили костяк молодых актеров, благодаря которым складывался достойный репертуар. Я отдала этому театру всю свою жизнь, и у меня никогда не было попытки или мысли уйти в другое место, потому что я люблю его всем сердцем и душой.
- В начале войны немцы вывезли нас вместе с матерью и братом с дачи под Ленинградом. Мне тогда было три, а ему всего год. Позже мы оказались в концентрационном лагере "Шталаг-340" в Латвии под Двинском, поэтому у меня в метрике стояло две немецкие печати, с которыми после войны нельзя было вернуться в Ленинград или в Москву. Но меня приняла Беларусь, и я очень благодарна этой стране, ведь именно здесь вышла замуж, родила дочь и нашла любимую работу. Это моя вторая родина.
- Он интересовал меня с самого детства. Мне нравилось оживлять сказки, которые рассказывала мама. Когда мы жили в полностью разбитом Двинске, целым там оставался только театр, поэтому, конечно, он сильно привлекал мое внимание. Я пошла в музыкальную школу и училась играть на фортепиано, а позже впервые посмотрела трофейные фильмы. Обстоятельства сложились так, что у меня появилась мечта стать артисткой.
- Для того, чтобы стать музыкантом, нужно заниматься с очень маленького возраста. Я же начала играть на фортепиано уже школьницей, не всегда имела доступ к инструменту, а классы для репетиций были забиты. Вообще, я пробовала и рисовать, и лепить, но все мои интересы соединились в актерстве.
- Мне было очень сложно учить белорусский язык. В институте меня обучали фонетике, но приходилось в уме построчно переводить предложения на русский, чтобы понимать значение сказанного, а затем вновь переводить на белорусский, чтобы правильно все произнести. Это продолжалось несколько лет, хотя мы с другими артистами все время работали на радио и я читала по-белорусски. Иногда с украинским акцентом, из-за чего меня часто поправляли.
- Самым интересным остается театр, самым сложным - кино. Во время работы над фильмом нужно уметь собираться и сразу находить характер, потому что съемка проходит в один момент. Радиоспектакли - тоже довольно увлекательный опыт. Именно за роль в трехсерийном радиоспектакле "Хамуціус" по произведению Аркадия Кулешова я получила Государственную премию Республики Беларусь. У меня есть достаточно хороших работ и в кино. Я бы вспомнила роль в фильме "Враги", телеспектакль "Просто жизнь" режиссера Владимира Краспонольского, где сыграла роль народной артистки на пенсии, а также интересные роли в московских сериалах, где меня отмечали как лучшую актрису второго плана. Если меня приглашают сниматься в кино, то я стараюсь найти подходящий характер и полностью сконцентрироваться на работе. После съемок очень сильно устаешь, а вот после спектаклей усталость не такая тяжелая. Ты многое отдаешь, но взамен получаешь заряд эмоций от зрителей и возвращаешь потраченное. Это самое прекрасное чувство на свете.
- Сейчас я бы назвала роль в спектакле "Вечер" по пьесе Алексея Дударева. Он идет до сих пор, ведь тема родителей и детей - мировая тема. Мы показывали этот спектакль в Финляндии. Женщина, которая курировала нас, после спектакля подошла к актерам в слезах и сказала: "Это не только ваша тема, но и наша тема". Я также горжусь ролью матери в постановке "Дети Ванюшина".
- Обычно вхождение в образ занимает несколько месяцев. Это очень серьезная работа. Нужно понять характер персонажа и сделать его своим, найти объяснение его поступков. Страшнее всего играть злые образы, ведь злость - самое ужасное чувство на сцене. Даже играя Бабу Ягу в детской сказке, я старалась не быть злой. При этом если я исполняю злую роль, то начинаю оправдывать персонажа, пытаюсь найти ответы на вопрос, что с ним произошло и почему он такой.
- У меня была мечта сыграть Вассу Железнову из пьесы Максима Горького, но, к сожалению, время уже ушло.
- Владимир Панков приехал в Беларусь, увидел меня и сказал, что я буду играть в его спектакле. Для меня это был шок, ведь я не знала, что он задумал. Но Владимир Панков поставил спектакль, в котором невеста в возрасте вспоминала прошлое. Поэтому в постановке было много парадоксальных сцен, но, по сути, все происходило в воспоминаниях героини. Этот спектакль не поняли в Беларуси, но нас хорошо принимали во Франции, Испании, Китае, Украине, Грузии, Азербайджане, России. Я даже написала статью в "Комсомольскую правду" "В Париже нас принимали лучше, чем в Минске".
- Вы знаете, везде есть своя прелесть. Мы посмотрели почти весь мир, были в Германии, Словакии, Польше, Болгарии. Нас везде хорошо принимали, потому что у нас был сильный репертуар. Но больше всего мне запомнился неповторимый Китай. Я плакала, когда поднималась по знаменитой "Дороге в небеса", потому что не могла поверить, что там нахожусь и вижу такую красоту. Казалось, что это край мира, ведь он так далеко.
- Когда я готовилась к большим спектаклям, все понимали, что маме нужно спокойствие и что она во время готовки обеда головой находится в другом месте. На самом деле такое происходит во всех актерских семьях, главное входить в положение и уважать друг друга.
- Мы сами были молодыми, и нас курировали взрослые актеры, которые очень аккуратно и тактично направляли ребят. Бывает, что тон, с которым ты произносишь одно слово, решает все. Например, нужно не выкрикивать его, а сказать с нежностью, и от этого сразу меняется сцена. Иногда молодые актеры не понимают, какие реплики главные и на чем нужно сделать акцент в их монологе.
- Артисты Качаловского театра очень понравились минчанам. Они действительно талантливы, прекрасно танцуют и поют. Лично я больше люблю драматические представления, но они делали упор именно на музыкальность.
- Меня поразил Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова. Я была в восторге от актеров и спектаклей, которые они показывали. В этом театре произошло слияние всех звезд, и поэтому они сияли так ярко. Сейчас
во многих театрах происходит смена поколений. Время утекает, а новые сильные звезды еще не сформировались.
- Думаю, внутренняя предрасположенность к этому видна сразу, но без упорной работы ничего добиться не получится. Среди пришедших к нам молодых актеров есть те, которые лет через пять засверкают во всю свою мощь.
- Осталась мечта честно прожить жизнь, чтобы меня всегда вспоминали добрым словом. Для этого нужно все отдавать людям и жить только по совести.