Услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом по итогам 2017 года заняли первое место в общем объеме экспорта услуг, превысив отметку в $1 млрд. Крупнейшим в Беларуси объединением международных автоперевозчиков является ассоциация "БАМАП". Генеральный директор "БАМАП" Александр Солощев в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал о предварительных итогах деятельности ассоциации в 2017 году, преимуществах Таможенного кодекса ЕАЭС и взаимодействии международных автоперевозчиков с таможенными органами Беларуси.
- Александр Яковлевич, сколько перевозчиков объединяет ассоциация "БАМАП"? О каком количестве транспортных средств идет речь?
- Ассоциация международных автомобильных перевозчиков "БАМАП" создана в апреле 1992 года. В учредительном собрании принимали участие 24 автотранспортных предприятия, у которых имелось не более 1 тыс. транспортных средств.
В 1993 году ассоциация "БАМАП" вошла в состав Международного союза автомобильного транспорта на правах действительного члена и с 1996 года выполняет функции гарантийного объединения на территории Беларуси с предоставлением права выдачи книжек МДП (документ таможенного транзита, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур. - Прим. БЕЛТА).
На сегодняшний день ассоциация объединяет около 970 организаций, которые имеют допуск к выполнению международных автоперевозок по процедуре МДП, из которых 220 являются членами "БАМАП", профессионально занимаются в первую очередь международными перевозками.
Что касается парка автотранспортных средств, который задействован на международных перевозках, то в республике он превышает 16 тыс. автопоездов и грузовых автомобилей. В этой сфере в Беларуси функционируют около 3,5 тыс. субъектов хозяйствования, работой обеспечены более 30 тыс. человек.
- Можно ли озвучить статистику работы международных автомобильных перевозчиков в 2017 году?
- Окончательно итоги 2017 года пока не подведены. Но некоторые цифры, показывающие динамику, назвать могу. Так, в январе-сентябре 2017 года транзитом через Беларусь выполнено более 735 тыс. перевозок, что на 15,2% больше, чем за аналогичный период 2016 года, и перевезено свыше 11 млн т грузов, что на 14,7% превышает позапрошлогодний показатель. Белорусскими перевозчиками выполнено около 100 тыс. перевозок, это 13% от общего количества.
По данным платежного баланса Беларуси, за январь-ноябрь поступления иностранной валюты по экспорту услуг автомобильного транспорта превысили $1 млрд. Темп роста составил 123,3% к аналогичному периоду 2016 года. Таким образом, по итогам одиннадцати месяцев автомобильный транспорт занимал первое место в экспорте услуг и третье место по сформированному положительному сальдо после компьютерных услуг и трубопроводного транспорта.
На будущий год также стоят амбициозные задачи - согласно задачам социально-экономического развития, темп роста экспорта услуг должен превысить 105% к 2017 году. Чтобы их выполнить, перевозчикам необходимо иметь современный парк транспортных средств "Евро-6".
- С этим, насколько известно, есть проблемы…
- Приведу несколько цифр для сравнения с государствами, с которыми граничит Беларусь и в которых международные автоперевозки имеют достаточно высокий уровень развития. В первую очередь это Польша, Литва, Россия, Украина. Количество транспорта, выполняющего перевозки товаров, в Польше в 12,5 раза, в Литве, России, Украине в 2 раза больше, чем в Беларуси. Количество автомобилей, соответствующих требованиям "Евро-6", в парке перевозчиков Литвы составляет 7 тыс. единиц, Польши - 50 тыс., Беларуси - 320. Вот такая неутешительная статистика.
Для нас вопрос обновления подвижного состава на транспорт экологического класса "Евро-6" является ключевым. В том числе потому, что во многих странах установлена зависимость размера платы за проезд от экологического класса автомобиля: использование грузовиков "Евро-6" позволяет транспортным компаниям экономить до 20% расходов. Кроме того, значительно повышается безопасность движения и на 6-7% снижается расход топлива.
Оснащение перевозчиков автомобилями класса "Евро-6" позволит Беларуси увеличить количество многосторонних разрешений ЕКМТ, выдаваемых Международным транспортным форумом. Особенно это актуально в связи с вступившими с 1 января 2018 года повышенными требованиями Хартии качества ЕКМТ к транспортным компаниям в части их профессиональной компетенции, финансовой устойчивости и деловой репутации. Страны, которые не реализуют их у себя, не будут допущены к многосторонним разрешениям ЕКМТ. Хорошо, что в Беларуси уже принят закон "Об автомобильном транспорте", куда вошли требования Хартии качества. Сейчас мы занимаемся вопросом обучения специалистов и водителей транспортных предприятий. У ассоциации есть свое учебное заведение - УП "БАМАП-Веды", которое этим занимается.
Однако существуют и препятствия в обновлении подвижного состава для международных автоперевозок. Сегодня утильсбор на новый грузовик стоит около 5 тыс. евро, на машину старше трех лет - около 12 тыс. евро.
Мы инициируем принятие документов по созданию условий для белорусских перевозчиков для обновления подвижного состава, в том числе в отношении утилизационного сбора.
- С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Какие преимущества дал документ международным автомобильным перевозчикам?
- Один из основных посылов Таможенного кодекса ЕАЭС - переход на электронный документооборот. Теперь при наличии электронной цифровой подписи большинство операций можно будет совершать через интернет, взаимодействуя с информационной системой таможенного органа.
Члены нашей ассоциации еще на этапе подачи предложений, как и таможенные органы Беларуси, выступали за максимальный переход на автоматический выпуск товаров при процедуре транзита, когда при надлежащем оформлении документов решение принимает компьютер. Речь идет об оформлении на границе, то есть об открытии процедуры. Это позволяет сократить как время нахождения транспортного средства, так и минимизировать очереди.
Еще в прошлом году, не дожидаясь вступления Таможенного кодекса ЕАЭС в силу, Государственный таможенный комитет совместно с членами нашей ассоциации начали эксперимент по автоматическому выпуску в "Козловичах". Итоги радуют: при автоматическом выпуске среднее время нахождения транспортного средства в пункте пропуска на границе - 15 минут, раньше это время было существенно больше.
В 2017 году 99,5% экспортных и 98,6% импортных деклараций было зарегистрировано в электронном виде. Растет и доля товаров, выпускаемых автоматически: с начала прошлого года оформлено 12% экспорта, 4% импорта, 1% транзита от общего количества зарегистрированных таможенных деклараций. Речь идет только об автомобильном транспорте. Все эти цифры говорят о полном взаимопонимании с Государственным таможенным комитетом.
Со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС время регистрации декларации сократилось вдвое - с двух часов до одного, время выпуска товаров - в шесть раз. Документ обязал таможенные органы укладываться в четыре часа, если при проверке таможенной декларации система управления рисками не выявила наличие рисков. И это работает. Перевозчики уверяют, что если не наблюдается наплыва транспортных средств, то обычно закрывается процедура таможенного транзита даже за час. В четыре часа укладываются железно и при максимальных нагрузках.
Таможенным кодексом ЕАЭС заложена юридическая возможность для внедрения механизма единого окна в систему регулирования внешнеэкономической деятельности стран союза. На границе существует несколько контролирующих служб: таможенная, пограничная, фитосанитарная. Проблема была в том, что каждому органу нужно было отдельно подавать документы. Новым кодексом предусмотрено однократное предоставление контролирующим органам документов при совершении таможенных операций.
Несомненным плюсом является и то, что по новому кодексу для завершения действия процедуры таможенного транзита перевозчик обязан предоставить таможенному органу назначения транзитную информацию, а также имеющиеся у него документы в отношении товаров, перевозимых автотранспортом, в течение трех часов с момента прибытия в место доставки, а в случае прибытия вне времени работы таможенного органа - в течение трех часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа. При этом таможенный орган назначения обязан завершить действие процедуры таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее четырех часов рабочего времени с момента регистрации подачи документов. В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней со дня регистрации документов.
Таможенным кодексом ЕАЭС предусмотрена передача определенных категорий транспортных средства международной перевозки (ТСМП) третьим лицам, а также закреплена возможность осуществления на иностранном транспорте внутренних перевозок по территории союза. Кроме того, уточнен порядок совершения таможенных операций в отношении перемещаемых запасных частей и оборудования.
Еще одним новшеством является возможность перемещения ТСМП иностранных контейнеров с товарами, прибывающими на территорию ЕАЭС морским и следующих иными видами транспорта для доставки конечному получателю на территории интеграционного объединения.
Конечно, это далеко не исчерпывающий перечень преимуществ, которые предусмотрены для субъектов хозяйствования Таможенным кодексом ЕАЭС и которые удалось внести в новый документ именно белорусскими таможенными органами. Реализация новелл документа поспособствует росту транзитной привлекательности Беларуси и стран - партнеров по союзу.
- Таможенный кодекс ЕАЭС вносит существенные изменения в работу уполномоченных экономических операторов. В Беларуси новации затронут достаточно большое количество субъектов хозяйствования.
- Действительно, сегодня в Беларуси наиболее развитая среди стран - участниц ЕАЭС суть уполномоченных экономических операторов - 323 субъекта, в то время как в России их 150, в Казахстане и Кыргызстане - по 3, в Армении - 2. При этом на отечественные операторы приходится 75% экспорта и 40% импорта, притом что их доля от общего количества участников внешнеэкономической деятельности составляет менее 2%. Они же обеспечивают поступления более 50% таможенных платежей в бюджет.
Новый пакет упрощений, заложенный в ТК ЕАЭС, еще больше направлен на стимулирование внешнеэкономической деятельности по сравнению с действующим кодексом.
Вводимая разнотипная система присвоения статуса УЭО призвана оптимизировать применение различных комплексов упрощений в зависимости от осуществляемых направлений экономической деятельности. При этом один из трех типов свидетельств с разным объемом специальных упрощений может быть предоставлен в зависимости от соблюдения тех или иных условий.
Предусмотрено и поэтапное снижение суммы финансовой гарантии для приобретения статуса уполномоченного экономического оператора. Так, новым операторам, как и в настоящее время, потребуется внесение 1 млн евро. Для действующих операторов со стажем в четыре года сумма обеспечения будет снижена до 500 тыс. евро, а с шестилетним стажем - до 150 тыс. евро.
Особо стоит отметить возможность применения УЭО специальных упрощений на всей таможенной территории ЕАЭС, а также возможность взаимного признания статуса УЭО с иностранными государствами.
Новеллы важны для работы транспортно-логистических центров. До сего момента неинтересно было нашим импортерам размещать, консолидировать товары на белорусских ТЛЦ. Как правило, они размещали их в Польше, Литве, Латвии и там платили деньги. Поэтому наша задача сейчас - работать с импортерами, чтобы они размещали товары в наших центрах.
- А отрицательные стороны работы в усовершенствованных условиях есть?
- Если говорить в целом, то с момента вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС в ассоциацию "БАМАП" жалоб и нареканий со стороны белорусских перевозчиков поступило немного. В основном они касаются работы таможенных органов в странах - партнерах по ЕАЭС.
Например, пока белорусские перевозчики не могут самостоятельно подавать в электронном виде транзитные декларации таможенным органам России. В соответствии с российским законодательством, обмен информацией может осуществляться с использованием усиленных квалификационных электронных подписей, в том числе с идентификацией в федеральной государственной информационной системе. Поскольку в России не определен порядок получения и идентификации средств электронной цифровой подписи, для обмена сведениями с таможенными органами в электронном виде белорусские перевозчики вынуждены подавать транзитные декларации через посредников - российских таможенных брокеров, что влечет дополнительные расходы.
- Даже максимальный уровень цифровизации процессов в таможенной сфере не исключит взаимодействия членов ассоциации и, тем более, ее руководства с таможенными органами. Как бы вы могли оценить нынешний уровень сотрудничества?
- Члены ассоциации активно взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом в рамках общественно-консультативного совета при ГТК. ОКС является рабочей площадкой для обсуждения проектов нормативных правовых актов по вопросам таможенного дела, а также инициируемых экспериментов, как со стороны таможенных органов, так и со стороны бизнеса, в том числе по сокращению и упрощению таможенных формальностей. А совместную работу над проектом Таможенного кодекса ЕАЭС можно смело назвать беспрецедентной.
Уже после вступления с 1 января 2018 года Таможенного кодекса ЕАЭС в силу у нас состоялся разговор с руководством ГТК, в ходе которого условились, что при возникновении вопросов будем держать связь для оперативного реагирования. Потому что некоторые вопросы, написанные на бумаге, не всегда сразу работают на практике. В некоторых случаях мы настраиваем нашу работу в режиме реального времени. И Государственный таможенный комитет, и таможни во всех вопросах оперативно идут нам навстречу.
Юлия ДЫЛЕНОК, БЕЛТА.