Беларусь изучает просторы Антарктиды с 2006 года, а с 2015-го ведет строительство собственной антарктической станции. В ближайших планах остаться на зимовку на ледяном континенте - пилотные мероприятия намечены на 2023 год. Кстати, из Антарктиды недавно вернулась уже 14-я по счету белорусская экспедиция. О строительстве станции и научных исследованиях рассказал журналистам начальник экспедиции Алексей Гайдашов.
По словам начальника экспедиции, логистика значительно усложнилась в связи с пандемией. В этом сезоне обязательным требованием было пройти двухнедельный карантин в последней точке остановки, то есть в Кейптауне (ЮАР). Все это время полярники находились в абсолютной изоляции. "Но нет худа без добра. Пребывание в замкнутом пространстве стало своего рода тренировкой и проверкой психофизиологического состояния участников экспедиции. Все оказались на высоте", - отметил Алексей Гайдашов.
В соответствии с рекомендациями руководства НАН период сезонных работ в последние годы расширен. Так, нынешний сезон был самым продолжительным полевым сезоном за всю современную историю белорусских антарктических экспедиций. Он составил более 180 дней. Полярники намерены и в дальнейшем расширять временные рамки сезона в ходе подготовки круглогодичных зимовочных мероприятий. Начало пилотной зимовки запланировано на осень 2023 года.
Уже идет строительство инфраструктуры второй очереди станции. В этом сезоне введены несколько новых объектов. Так, организованы современные гаражные боксы с полным набором оборудования для ремонта снегоходной, вездеходной техники, а также радиопрозрачное укрытие для антенны спутниковой связи, которое позволяет по завершении сезона не демонтировать антенну каждый раз. Запущена система раздачи сигнала Wi-Fi на всей территории станции. "Сейчас в научных, практических, инженерных целях и даже для общения с близкими не нужно бегать к определенному узлу связи. Можно общаться на всей территории станции из любой точки как в благоприятные метеоусловия, так и в неблагоприятные. Это очень большой шаг вперед, в том числе с психологической точки зрения", - обратил внимание Алексей Гайдашов.
Очень значимым событием стал монтаж и ввод в эксплуатацию автоматической метеостанции. Впервые в истории белорусских антарктических исследований в месте базирования экспедиции автоматическая метеостанция по каналам спутниковой связи 4 раза в сутки передает актуальную информацию круглый год. "Таких станций в Антарктике не более десятка, одна из них теперь наша. Она закрывает огромное белое пятно там, где не расположено аналогичных станций. Кроме того, теперь мы сможем не фрагментарно, а круглогодично получать климатическую и метеорологическую информацию. Так что это особенное событие", - заявил начальник экспедиции.
В этом году белорусские полярники доставили в Антарктиду новое транспортное средство - ратрак. Это гусеничный вездеход, способный выполнять множество научных и технических функций, обеспечивать дальние походы через снежные завалы, поднимать и перевозить тяжелые грузы, доставлять воду, топливо.
Полярники развивают и систему инженерных коммуникаций. "В этом году смонтировали стационарно, капитально систему обогреваемого наружного водопровода. Он соединяет несколько сооружений нашей станции. Это избавляет от очень многих хлопот и проблем", - констатировал Алексей Гайдашов.
Также проводилась проверка готовности основных систем энергоснабжения станции к будущим зимовочным мероприятиям. "Наши специалисты в этом сезоне смонтировали полностью автоматизированную систему управления, контроля параметров работы. То есть все наши дизель-электростанции объединены единой системой управления и контроля плюс дублирующей. Мы понимаем, что нельзя уповать только на электронику, любой гаджет может выйти из строя, потому все продублировано. Сделаны запасы топлива, организована новая нефтебаза", - отметил начальник экспедиции.
Кроме того, наработан штатный состав - как основной, так и дублирующий. "У нас нет проблем со специалистами ни в научных направлениях, ни в инженерно-технических. С каждым годом увеличивается конкурс. Сейчас он четыре - пять человек на место", - подчеркнул Алексей Гайдашов.
С научной точки зрения сезон выдался плодотворным и эффективным, отметил Алексей Гайдашов. Сотрудники выполняли задания государственной программы. Среди направлений научных исследований - комплексный наземный спутниковый мониторинг атмосферы и подстилающей поверхности в Антарктиде, гидрохимические, биологические, экологические исследования морских и пресноводных экосистем, мониторинг озонового слоя и ультрафиолетовой радиации в Антарктике, исследования изменений природной среды и климата, метеоисследования.
"Экспериментальные испытания продуктов питания, медицинские и психологические исследования - были охвачены самые разные сферы", - добавил начальник экспедиции.
Белорусские полярники не остались в стороне и от крупных международных проектов. Один из них - белорусско-немецкий проект "Нестабильность ледникового щита Восточной Антарктики". Исследователи работали в области палеогеографии и точной геодезической привязки ледников, находящихся в районе базирования Белорусской антарктической станции. "Полевое сотрудничество продолжалось три недели. Этот дух товарищества, взаимопомощи в Антарктике, невзирая на внешние факторы, сохраняется и будет сохраняться. Он был и в советские времена, в разгар холодной войны, мы прекрасно сотрудничали по научным направлениям со всеми странами. Так и сейчас", - подчеркнул Алексей Гайдашов.
Целью белорусско-турецкого проекта было изучить возможное наличие и миграцию микропластика в природной среде Антарктики. По словам начальника экспедиции, есть практические подтверждения того, что негативные последствия деятельности человека докатились и до ледяного континента.
Валерия ГАВРИЛОВА, БЕЛТА