Официальный сайт Республики Беларусь
Рождество и Новый год в Беларуси
Новости
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Новости | Мнения и интервью

Мнения и интервью

17 дек. 2015

Самарасинха: Беларуси предстоит создать систему, устойчивую к шокам и потрясениям

Самарасинха: Беларуси предстоит создать систему, устойчивую к шокам и потрясениям

Мир и безопасность невозможны без устойчивого развития. И очень важно, чтобы цели, которые ставят перед собой правительства, частный сектор, гражданское общество, международные организации, были сосредоточены в большей степени на качественных показателях, а не количественных, как было раньше, чтобы они были сосредоточены не на цифрах, а на реальной ситуации, учитывали потребности уязвимых категорий. Нужно объединить усилия, наладить диалог, чтобы мир стал лучше для нас, наших детей и внуков, отметил в интервью корреспонденту БЕЛТА постоянный координатор ООН в Беларуси Санака Самарасинха. Он высказал свое мнение о достижениях и проблемах Беларуси, о точках роста для экономики и социума, о прогнозах на получение кредита МВФ и повышение пенсионного порога.

- Подписание рамочной программы ООН по оказанию помощи в целях развития (ЮНДАФ) на следующее пятилетие состоялось 23 октября текущего года - оно дало старт масштабной инициативе "Экспресс ООН-70". Программа - уже второй такой документ, определяющий совместную стратегию деятельности организаций системы ООН в Беларуси. Насколько изменились приоритеты в новой рамочной программе по сравнению с предыдущей (на 2011-2015 годы), и чем это обусловлено?

- Разница между двумя рамочными программами существенная: это касается как содержания документов, так и процесса их подготовки. Первую рамочную программу я бы назвал вдохновляющей по сути и амбициозной по целям и задачам, объему финансирования. Основной упор делался на взаимодействии с партнерами, представляющими правительство.

Новая рамочная программа в большей степени инклюзивная, в процесс ее подготовки были включены общественные организации, представители частного сектора и, что очень важно, группы населения, которым по программе будет оказана помощь, - предприниматели, инвалиды, беженцы, ВИЧ-инфицированные. Проведено огромное количество консультаций, дискуссий, переговоров. Мы стремились сформировать у людей чувство сопричастности и вовлеченности в программу.

Беларусь стала одним из самых активных участников глобального опроса по повестке развития после 2015 года "Мой мир", организаторами которого выступила Организация Объединенных Наций и ее партнеры. В глобальном опросе участвовали более 10 тыс. респондентов из Беларуси. Выбирая из 16 предложенных проблем, решение которых должно способствовать значительному улучшению их жизни, белорусы отметили такие наиболее волнующие вопросы, как честное, ответственное и эффективное управление, достойные рабочие места и более высокий уровень жизни, доступное и качественное образование и здравоохранение, забота и поддержка уязвимых категорий населения, защита от преступности и насилия, безопасная окружающая среда.

Еще одно значимое отличие новой рамочной программы - в нее включены только те стратегические направления, в реализации которых задействовано не одно, а несколько агентств ООН. Рамочная программа предусматривает работу по четырем ключевым направлениям. Первое - инклюзивное, оперативное и подотчетное государственное управление. Второе - устойчивое экономическое развитие. Третье - сохранение благоприятной окружающей среды и устойчивое использование природного потенциала, основанное на "зеленых" принципах экономики. И четвертое - устойчивое развитие человеческого капитала: здравоохранение, образование, социальная включенность и защита, комплексное постчернобыльское развитие. Таким образом, учтены мнения людей о том, что их больше всего волнует и что они хотели бы изменить в будущем.

Я считаю, что все четыре направления рамочной программы взаимосвязаны, как и целевые показатели (их восемь): нельзя достичь одной цели, не достигнув другой. Если не будет возведено четыре опоры для вашего дома, то крыше не на чем будет держаться. Четыре направления рамочной программы являются отражением приоритетов, которые заложены в национальной стратегии социально-экономического устойчивого развития Беларуси до 2030 года, а также в пятилетнем плане социально-экономического развития. И они являются отражением 17 Целей устойчивого развития (ЦУР), которые были подписаны мировыми лидерами в Нью-Йорке.

- Общий объем финансовых средств, необходимых агентствам системы ООН в Беларуси для достижения поставленных рамочной программой целей, превышает $111,3 млн на 2016-2020 годы. Какие направления наиболее дорогие?

- Надо понимать, что ООН - не банк, не филантроп, мы не раздаем кредиты и гранты. Да, финансовый элемент присутствует в нашей работе в каждой стране, но главная ценность - это огромный потенциал человеческих ресурсов, которым обладают государства - члены ООН, это идеи, знания, опыт. Их можно использовать, ими можно обмениваться, их можно изучать и совершенствовать.

Объем ресурсов, который мы планируем привлечь на реализацию второй рамочной программы, - более скромный по сравнению с предыдущей (тогда заявлялось о необходимости $490 млн, но удалось мобилизовать менее $200 млн). Если же говорить об объеме обмена технологиями, опытом и знаниями, то размах второй программы гораздо шире.

- Кстати, есть ли уверенность, что удастся привлечь заявленный объем финансовых средств на вторую программу?

- Если бы я не был уверен, то не подписывал бы этот документ вместе с Президентом Беларуси.

- По признанию международных экспертов, Беларуси удалось многое сделать для достижения восьми Целей развития тысячелетия (ЦРТ), в том числе в тесном сотрудничестве организаций ООН с правительством, частным сектором, гражданским обществом. Вместе с тем, безусловно, остаются актуальные проблемы, которые необходимо решать. Какие из них вы считаете наиболее острыми?

- Начну с проблемы климата. Сама жизнь на планете под угрозой. Погода изменилась (это наблюдают и белорусы). На конференции по изменению климата в Париже принято соглашение, призванное удержать глобальное потепление на уровне ниже двух градусов Цельсия до 2100 года - это огромный шаг вперед к глобальной безопасности, к обеспечению безопасности человечества. Вы знаете, что 2015 год стал рекордным по количеству беженцев и перемещенных лиц со времен Второй мировой войны - более 60 млн человек были вынуждены покинуть свой дом, в основном по причине конфликтов. Но если не остановить изменение климата на планете, то эта цифра покажется ничтожной - огромные массы людей будут перемещаться в другие регионы, и никто не сможет предсказать направления этих перемещений и их последствия.

Не будет мира и стабильности на планете, пока люди не удостоверятся, что их права уважают, пока учреждения не будут предоставлять своевременные и качественные услуги, пока все без исключения страны не найдут способ сотрудничать с другими государствами, а не только с самыми близкими соседями, историческими друзьями. Мир сузился. Конфликт в Сирии обернулся трагедией в Париже и чреват новыми бедами в других точках земного шара, финансовый кризис в Китае отразился на Нью-Йорке, Эбола в Сьерра-Леоне отозвалась в Нидерландах, противостояние в Донецке не добавляет спокойствия в Беларуси, "эхо" тающих ледников в Антарктиде отзовется на Мальдивах. Это означает, что все страны должны быть партнерами, ни одна страна не может выжить в одиночку. И, безусловно, партнерство должно быть налажено внутри стран, между разными сегментами общества.

- Устойчивого развития человеческого капитала невозможно достичь без современного уровня медицины и образования, без совершенствования механизмов социальной защиты населения, без обеспечения высокого качества жизни людей. Какие здесь есть точки роста?

- Именно поэтому я делаю акцент на партнерстве, диалоге. Это актуально для Беларуси, где с немалыми жизненными трудностями сталкиваются взрослые люди и дети с инвалидностью; люди, живущие с ВИЧ; безработные; пожилые люди; жертвы домашнего насилия и торговли людьми; освободившиеся из мест лишения свободы; трудовые мигранты, беженцы и т.д. Необходимо собрать фрагменты сведений об этих уязвимых группах и презентовать обобщенные данные общественности, чтобы все знали о существующих острых проблемах и чтобы решения этих проблем были интегрированы в законы, государственные программы.

Кстати, мы завершаем исследование уязвимости населения, чтобы определить, кто эти люди, сколько их и кто окажется в их числе в случае наступления каких-либо потрясений. Понимаете, жизнь такова, что если вы лично не исключены из жизни общества, то вы и не представляете, что такое исключенность и чем она чревата. Если вы не жертва домашнего насилия, то не представляете масштаб этой проблемы. Если не передвигаетесь в инвалидной коляске, не являетесь слабовидящим человеком, то и не догадываетесь о бесчисленном количестве барьеров, которые препятствуют обычной жизни. Если вы не ребенок, то вы не всегда можете понять его страхи и причины рискованного поведения. Если вы не беженец, то не представляете, что приходится преодолевать этим людям, оказавшимся вдали от родины без средств к существованию, языка и работы.

Из-за отсутствия знаний и информации возникает стигматизация и дискриминация, непонимание и, как результат, социальная разобщенность. А ведь в зоне исключенности люди оказались не потому, что сделали что-то не так или являются людьми в меньшей степени, чем мы с вами.

- Беларусь находится в непростой экономической ситуации, которая во многом обусловлена внешними факторами. Какие, на ваш взгляд, нужны дополнительные шаги для экономического роста и устойчивого развития?

- Несмотря на пессимистичные высказывания некоторых экспертов, стране удалось сохранить относительную стабильность и относительно высокий уровень жизни населения. При этом все понимают, что Беларуси следует эволюционировать в экономической сфере. Мы принимали активное участие в подготовке законопроекта о государственно-частном партнерстве. Это важный шаг, чтобы привлечь частный сектор к участию не только в инфраструктурных проектах, но и в социальных.

На мой взгляд, следует обратить внимание на государственные предприятия, которые еле-еле держатся на плаву. Вероятно, их следовало бы закрыть или продать - по разумной цене, чтобы не ограбить народ и не спровоцировать социальное напряжение, и только после серьезного анализа ситуации. Вопрос приватизации нуждается в осмыслении. Очень деликатно нужно подойти к программе социальной защиты работников тех предприятий, которые экономически выгоднее продать, чем поддерживать. В этой ситуации усиливается роль среднего и малого бизнеса.

Вы знаете, что ведутся переговоры с МВФ, знаете, что по этому поводу сказал Президент Беларуси.

- И каков ваш прогноз?

- Я оптимист. Да, есть определенные условия для получения кредита. Считаю, что сам МВФ понимает проблематичность выполнения этих условий. Особенно касательно социально чувствительных сфер (стоимости жилищно-коммунальных услуг, например). Чтобы защитить социально уязвимые слои, нужны действенные программы поддержки. И МВФ согласен, чтобы часть средств кредита была использована именно на эти цели. Команда экспертов МВФ хорошо владеет контекстом социальных условий в Беларуси. Думаю, решение будет принято и обозначены адекватные темпы: важно не только то, что конкретно будет предоставлено, но и с какой скоростью будет идти выполнение условий.

- А каково ваше мнение по вопросу повышения пенсионного возраста в Беларуси?

- Это вопрос, над которым задумываются во многих странах. Кстати, дискутируется этот вопрос и в отношении сотрудников ООН (предлагается повысить пенсионный порог с 62 до 65 лет, и, скорее всего, это произойдет).

Реальность такова, что мы живем дольше, чем наши родители, а наши родители - дольше, чем их родители. Почему мы должны обделять наши сообщества, отправляя на пенсию людей, которые являются продуктивными? Происходит утечка ресурсов - и человеческих, и финансовых (они направляются на выплату пенсий тем, кто может работать). Я являюсь сторонником того, что те, кто могут работать, - должны работать.

Но в Беларуси есть специфический аспект - невысокая средняя продолжительность жизни в целом и мужчин в особенности, а также большой отрыв этого показателя от средней продолжительности жизни женщин. Поэтому так важен экономический и демографический аспект конкретной страны при принятии решения о повышении возраста выхода на пенсию. И я полностью поддерживаю Александра Лукашенко в том, что необходимо советоваться с гражданским обществом (а не только с экспертами) по таким жизненно важным вопросам.

Возвращаясь к вопросу о перспективах кредита, будем откровенны: не в интересах МВФ видеть, как экономика республики переворачивается с ног на голову и как страдают белорусы.

Достичь устойчивого успеха, продвижения и прорыва можно лишь при охвате всех элементов общества. Нельзя сегодня тратить, а завтра - платить, так больше не пройдет. В частности, нельзя говорить об экономическом росте, отодвигая на потом вопросы окружающей среды.

- В республике сделаны решительные шаги для сохранения благоприятной окружающей среды, развития "зеленой" экономики. Но предстоит сделать куда больше. Какие "зеленые" проекты будут реализованы при поддержке ПРООН? Какие новые тренды в этой сфере?

- Мы недавно запустили проект при поддержке Евросоюза "Зеленая" экономика" - концептуальный, комплексный проект. Реализуются проекты "Местное развитие" в каждой области Беларуси - тоже при поддержке ЕС. В 2016 году стартует пятилетний проект "Зеленые" города" с бюджетом $3 млн, направленный на пропаганду снижения выбросов в атмосферу углекислого газа. Пилотными площадками определены Полоцк, Новополоцк и Новогрудок.

Крайне актуальны для Беларуси вопросы энергоэффективности, в первую очередь зданий, транспорта. Продолжается реализация проектов с бюджетом $4,3 млн по управлению лесами и сохранению болот. Важной также считаю работу по созданию лабораторий социальных инноваций (уже открыты в Минске и Бресте).

- Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года содержит 17 целей, реализация которых начнется уже с января 2016 года. Достижение каких из них для Беларуси будет очень трудным, каких - легче? И есть ли вероятность, что к 2030 году все 17 целей будут для Беларуси в "плюсе"?

- О, если бы я знал ответ на этот вопрос, то бы был богачом. Я не гадалка и не провидец.

Успехи Беларуси в достижении Целей развития тысячелетия впечатляющие (Декларация тысячелетия была единогласно одобрена всеми государствами - членами ООН в 2000 году, ЦРТ определяют общие приоритеты на период до 2015 года. - Прим. БЕЛТА). По всем ЦРТ Беларусь продемонстрировала большой прогресс, выполнив и перевыполнив установленные показатели. Например, уровень малообеспеченности сократился практически в 10 раз - с 50% до 5%. Кроме того, разница в доходах самых бедных и самых богатых небольшая, нет катастрофического разрыва в уровнях жизни.

Достигнутый Беларусью прогресс позволяет надеяться, что он не остановится. Что касается Целей устойчивого развития, то, полагаю, Беларуси предстоит создать систему, устойчивую к шокам и потрясениям.

- Вы работаете в нашей республике уже три года. Отмечаете ли вы какие-либо изменения в стране за этот (пусть и непродолжительный) период? Какие личные достижения на своем посту считаете наиболее весомыми для страны и ее людей, для развития структур ООН?

- Не мне судить. Этот вопрос надо адресовать белорусам.

Что я получил лично для себя? Это огромная любовь к Беларуси и ее народу. Она оказалась совсем не такой, какой я ее себе изначально представлял (ранее пожил в 25 странах на всех континентах, но никогда не был в постсоветской стране). Проведя три года в Беларуси, я получил подтверждение того, в чем раньше был уверен: люди везде одинаковы. Мы мечтаем об одном и том же, любим по одним и тем же причинам, плачем из-за одного и того же. Мы отличаемся внешне, говорим на разных языках, но в душе мы все одинаково хотим счастья.

После трех лет в Беларуси я стал страстным сторонником того, чтобы мир узнал о Беларуси, какая она есть и какой может стать в будущем.

Елена ПРУС,

БЕЛТА.

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси