Один из ведущих мировых производителей карьерной техники Белорусский автозавод и российский разработчик ПО для промышленности "Цифра Роботикс" (входит в ГК "Цифра") сегодня показали усовершенствованную систему грузоперевозок на базе автономных 90-тонных карьерных самосвалов на испытательном полигоне РУПП "Гранит", месторождение Ситницкое. Демонстрация новейших беспилотных технологий для горной промышленности проводилась в рамках форума БЕЛАЗ для представителей горнодобывающих предприятий России и стран СНГ. О преимуществах данной техники, где она будет востребована, а также о дальнейших планах рассказали корреспонденту БЕЛТА представители двух компаний.
Следуя тенденции развития горнодобывающей отрасли, БЕЛАЗ готов к тому, что уже в самой ближайшей перспективе на мировом рынке будут востребованы передовые комплексные решения, включающие создание инфраструктуры, необходимой для эксплуатации и обслуживания карьерной техники. Электросамосвалы на аккумуляторных батареях, дизель-троллейвозы, машины с гибридной силовой установкой, роботизированные промышленные комплексы - перспективные направления в русле мировых тенденций по использованию альтернативных источников энергии и интеллектуальных беспилотных технологий в карьерной технике.
БЕЛАЗ интенсивно внедряет инновационные цифровые решения в свои разработки, одним из приоритетов среди которых является беспилотный интеллектуальный транспорт. Сегодня 130-тонные самосвалы с интеллектуальной системой управления уже зарекомендовали себя как высокопроизводительная техника в реальных условиях эксплуатации угольного разреза в Хакасии (Российская Федерация).
Очередным шагом компании в направлении расширения линейки роботизированной техники стало создание роботизированного самосвала БЕЛАЗ-7558R грузоподъемностью 90 т, а также фронтального погрузчика БЕЛАЗ-7528D с дистанционным управлением. Два таких самосвала-робота вместе с дистанционно управляемым погрузчиком введены в опытно-промышленную эксплуатацию в составе роботизированного промышленного комплекса БЕЛАЗ на месторождении Ситницкое в Лунинецком районе. Здесь построен тестовый полигон с современным мобильным диспетчерским пунктом, проведена сетевая и электрическая инфраструктура, обеспечено покрытие территории объекта сетью 5G для управления роботизированным карьерным комплексом.
"За последние годы мы очень серьезно продвинулись в области цифровизации. Самосвалы, которые мы сегодня демонстрируем, наше предприятие готово производить не штучно, а ставить на конвейер. Мы существенно доработали программное обеспечение совместно с нашими партнерами. Сейчас роботизированная техника работает даже лучше, чем человек, - более эффективно, - сказал начальник отдела систем интеллектуального управления карьером ОАО "БЕЛАЗ" Дмитрий Елисеев. - Роботизированный самосвал несколько дороже, чем классический, но это 10-15%, а не половина или более от общей стоимости. Такая машина может работать в любых условиях. В этом ее сильная сторона. Самосвал может работать в том числе и в глубоких карьерах - вопрос только в обеспечении необходимой инфраструктурой. При игре вдолгую инфраструктура довольно быстро окупается".
По его словам, основной вопрос лежит в готовности людей использовать роботизированую технику, так как она требует создания определенных условий, изменения бизнес-процессов горнодобывающих предприятий. "Не все компании сегодня готовы к таким изменениям. Однако мы понимаем, что за роботизированной экологичной техникой на аккумуляторных батареях будущее. В век цифровых технологий мы должны заниматься именно такими разработками, конечно, не в ущерб производству классических самосвалов, к которым все привыкли, - отметил специалист. - Сейчас мы заинтересованы в поиске партнеров, которые готовы работать с нашими самосвалами. 90 т и 130 т - основные, самые ходовые модели карьерных самосвалов БЕЛАЗ, которые пользуются популярностью по всему миру. Если будет потребитель, которому будет необходима 220-тонная машина, мы готовы оперативно внести изменения и подготовить такой самосвал к роботизации".
В настоящее время основным потребителем техники БЕЛАЗ является Российская Федерация. "Мы рассматриваем данный рынок как наиболее перспективный для нас", - подчеркнул Дмитрий Елисеев.
Безлюдная технология добычи полезных ископаемых в составе системы интеллектуального карьера - совместный проект Белорусского автомобильного завода и российского разработчика ПО для промышленности "Цифра Роботикс" (входит в ГК "Цифра"), позволяющий добывающим компаниям партнерам ОАО "БЕЛАЗ" сократить себестоимость горных разработок и повысить производительность на 25-30%, увеличить коэффициент технической готовности техники за счет уменьшения простоев и сэкономить на ее ремонте за счет оптимальных режимов работы. При помощи этой системы руководство горнодобывающего предприятия, сервисные службы в режиме реального времени получают полную информацию о работе карьера. Благодаря использованию роботизированной техники количество задействованных в работе людей сокращается до минимума, а основные функции по добыче полезных ископаемых выполняет система умного карьера.
"На полигоне мы успешно опробовали новинку - модуль классификации объектов, реализованный на базе искусственного интеллекта. Проще говоря, мы научили машину видеть, теперь учим понимать, что она видит. Данные с лидаров, представляющие собой трехмерное облако точек, обрабатывает искусственный интеллект, и система корректнее распознает размеры, тип и ориентацию объектов, тем самым повышая безопасность на карьере", - пояснил технический директор "Цифра Роботикс" Дмитрий Луковкин.
В новом релизе компания доработала системы сканирования окружения с использованием лидаров и радаров, а также систему планирования движения, благодаря чему количество ложных остановок роботизированных карьерных самосвалов сократилось в 3,5 раза. Кроме того, был внедрен обновленный модуль детекции бровки при движении задним ходом.
За время реализации проекта с бортовых устройств переданы десятки гигабайт информации для последующей обработки и анализа на серверах предприятия посредством интеллектуальной системы мониторинга карьерного транспорта IMS, разработанной специалистами БЕЛАЗа. На основании этих данных построены многофакторные математические модели характерных состояний карьерного транспорта (загрузка, погрузка, движение с грузом и без), формируются оптимальные режимы эксплуатации, записываются трассировки маршрутов для формирования эталонных рейсов, проводится постоянный мониторинг технического состояния техники. Такое инновационное программное обеспечение уже внедрено в горнодобывающих компаниях Армении, Северной Македонии, Индии и Российской Федерации.
"Горные машины отличаются от легковых. Здесь другой технологический подход, абсолютно другие условия работы. Нельзя переносить технологии гражданского автомобилестроения в промышленное. Дождь, снег, туман, грязь, состояние дорог накладывают свои ограничения. Плюс машины ездят круглосуточно, без остановки и программное обеспечение должно контролировать все аспекты движения транспортного средства, все погодные условия и подстраиваться под эти режимы. Также программа адаптируется под ситуации на полигоне. Есть базовые правила, которые задает оператор. Дальше в рамках этих правил программа уже самостоятельно контролирует скорость, торможение, ускорение, замедление, погрузку, разгрузку, маневрирование и т.д. Кроме того, большое ноу-хау - это система сканирования окружения, которая позволяет оценивать препятствия, классифицировать их и реагировать соответствующим образом", - рассказал генеральный директор "Цифра Роботикс" Алексей Яковенко.
БЕЛАЗ с готовностью демонстрирует технологии интеллектуального карьера своим потребителям. Полигон на месторождении Ситницкое уже посетили более 30 представителей горнодобывающих компаний из разных стран, которые проявили большую заинтересованность к проекту безлюдной добычи полезных ископаемых.