Официальный сайт Республики Беларусь
Рождество и Новый год в Беларуси
Новости
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Новости | Мнения и интервью

Мнения и интервью

25 июля 2024

"Решили то, что другие не смогли". Белорусские школьники о пятом месте в мире по математике


Белорусская команда учащихся привезла домой лучший результат в истории страны с 65-й Международной математической олимпиады в Великобритании, завоевав пятое командное место в мире среди 109 стран, четыре золотые медали и две бронзовые в личном зачете. В команду юных математиков вошли выпускник гимназии №41 имени В.Х.Серебряного Минска Матвей Вылегжанин и учащийся этого же учреждения Михаил Райхман, выпускники гимназии №2 Витебска Иван Коршунов и Матвей Арещенко, учащийся Максим Монастырский, а также выпускник гимназии №51 Гомеля Павел Титов. Корреспонденты БЕЛТА встретились со столичными победителями и узнали, какой ценой достаются победы такого уровня.

Матвей Вылегжанин из математической династии, его родители, а также бабушка и дедушка - математики, трое из них преподают предмет в Белорусском государственном университете. "Математика была предопределена мне с детства, во-первых, это наследственные математические способности, во-вторых, родственники, которые могли направить по этой стезе. С предметом я познакомился еще до школы, нравилось, а когда учился в младших классах, со мной стал заниматься папа. Он придумывал для меня разные интересные задачи, я их решал, так и тренировался. В средних классах начал участвовать в олимпиадах, в 8-м классе дошел до республиканской. В 9-м классе у меня уже было призовое место на республиканской олимпиаде. Первое место я занял в этом году. На международную олимпиаду попал по результатам сборов, где мы писали специальные тесты, так и отобрался", - рассказал молодой человек.

В международной математической олимпиаде он участвовал в третий раз, поэтому в целом представлял, чего ждать. "Весь год с прошлого участия в олимпиаде я готовился. Видимо это и то, что в этот раз я был собраннее, сыграло свою роль - удалось достичь настолько высокого результата. Олимпиада шла два дня. В первый день нам предложили решить три задачи, понятно, что они были очень сложные. Во второй день также были три задачи. Я решил не все задания. Во второй день вторая задача вызвала у большинства участников трудности. Общаясь после олимпиады с другими участниками, мы поняли, что чуть ли не единственные справились с ней, во всяком случае, мы сделали это лучше всех. Вот так наша команда заняла пятое место в общекомандном зачете среди 109 стран - участниц олимпиады, а у меня и еще у троих наших участников - золото", - поделился Матвей Вылегжанин.

В прошлом году молодой человек привез с этой олимпиады серебро, но признался, что решил в этот раз не загадывать наперед, поэтому сначала на золото не рассчитывал. "Результаты нам объявили через пару дней. Когда я узнал, что у меня золотая медаль, очень обрадовался. Звонить оттуда было не слишком удобно, я всем написал о победе, сначала подруге, потом родителям", - добавил математик.

Победитель уже является студентом БГУ и зачислен на факультет прикладной математики и информатики. Где хочет работать, еще не решил, но то, что будущая трудовая деятельность будет связана с математикой - обязательно, по его словам, возможно, даже с наукой.

Михаил Райхман еще только окончил 10-й класс, на выбор будущей специальности и вуза у него есть целый год. "Где-то в 3-4-м классе все друзья пошли на школьные олимпиады, я выбрал математику. Она с самого начала получалась у меня лучше всех остальных предметов. Тогда я успешно прошел на район, потом на городской этап и так далее. В пятом классе начались чуть более серьезные олимпиады. В 6-м классе я пошел на олимпиаду по информатике, но из-за ковидных ограничений не попал на республиканскую олимпиаду. Первая серьезная победа у меня была в 7-м классе на городской олимпиаде, я занял 1 место. На республику попал уже в 8-м классе и сразу завоевал 1 место, тот же результат был на следующий год и еще через год. На международную математическую олимпиаду я попал во второй раз. В прошлом году привез оттуда серебряную медаль. После начал заниматься еще усерднее, ведь у меня на подготовку был еще год. Мое все - это уроки в гимназии и ответственный подход к самоподготовке, плюс качественный интенсив на сборах", - рассказал гимназист.

Михаил Райхман сразу был настроен на победу. "Я знал, что решение пяти задач из шести - это традиционное попадание в победители, так было всегда. Пятая задача, как и у всех, вызвала у меня большие трудности, потому что это была задача-троллинг, я потратил на нее 2,5 часа. Еще была сложная третья задача, и с ней я справился. Я знал, что будет золото, поэтому, когда объявили результаты, особо не удивился. Из планов - доучиться в 11-м классе и поступить в университет. На выбор специальности и вуза у меня еще есть год. Моя сфера деятельности точно будет связана с математикой, возможно, будет уклон в программирование", - поделился молодой человек.

Одним из руководителей белорусской команды является заведующий кафедрой геометрии, топологии и методики преподавания математики механико-математического факультета БГУ Дмитрий Базылев. Он подчеркнул, что нынешний результат на международной математической олимпиаде - лучший в истории страны. "В команде было шестеро учащихся. У нас четыре золотые медали и две - бронзовые. Одному из участников - бронзовых призеров не хватило всего 1 балла до серебряной медали, а нашей команде не хватило трех баллов, чтобы стать третьими в мире. Сегодня впереди нас только США, Китай, Южная Корея и Индия. Команда была сформирована из тех ребят, которые в прошлом году уже участвовали в этой олимпиаде и получили на ней серебряные и бронзовые медали. Школьники целый год после этого качественно занимались и существенно улучшили свой результат. Цена победы - это ежедневные многочасовые занятия на самоподготовке, это дополнительные факультативы, это сборы, которые мы проводили для них в течение 2-3 недель перед олимпиадой. С ними занимались преподаватели из университета и Академии наук по разным направлениям, чтобы каждое из них было идеально отработано. Золото - это результат всей работы. Рассказать словами, что я почувствовал, когда узнал результат, невозможно. Это был очень сильный эмоциональный подъем. Таких результатов белорусы еще не имели", - констатировал он.

Школьники, которые в этом году не выпустились из учреждений общего среднего образования, в следующем году имеют право снова участвовать в олимпиаде. "Также у нас есть учащиеся, которые в этом году стали победителями, например, Европейской математической олимпиады. Там у них тоже есть и золотая, и серебряная медали. Я уверен, если они еще целый год поработают, то существенно улучшат свой результат, и в следующем году у нас также сложится сильная команда. Те, кто уже стали студентами, имеют возможность далее заниматься и по олимпиадному направлению в том числе. Для студентов проходит международная студенческая олимпиада, поэтому будем надеяться, что они покажут высокие результаты и на международных студенческих олимпиадах", - добавил Дмитрий Базылев.

65-я Международная математическая олимпиада прошла в Великобритании. Участие в ней приняли более 600 самых сильных учащихся-математиков из 109 стран мира.

Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси