Официальный сайт Республики Беларусь
Рождество и Новый год в Беларуси
Новости
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Новости | Мнения и интервью

Мнения и интервью

15 апр. 2023

Рейтинги университетов: что это дает вузам и как стать первым

Рейтинги университетов: что это дает вузам и как стать первым
Фото из архива

Белорусский государственный университет добился новых успехов в предметном международном рейтинге QS. Наравне с физикой и естественно-научной отраслью вуз высоко оценен внешними экспертами в области инженерии, технологий и компьютерных наук. Пока БГУ единственному из числа белорусских вузов удается занимать позиции в этом рейтинге, отстаивая каждую из них через статусные научные публикации, иностранных студентов и экспорт образовательных услуг. Ректор БГУ профессор Андрей Король рассказал корреспонденту БЕЛТА, насколько важно вузам участвовать в международных рейтингах, что за этим стоит, можно ли противостоять новым вызовам и есть ли шанс стать первым.

- Зачем университетам участвовать в рейтингах? Это престиж, деньги или что-то еще?

- Это экономика, имидж и мотивация. Если верить статистике, то сегодня в мире более пяти миллионов студентов учатся за рубежом. Некоторые государства зарабатывают на этом огромные деньги. Определенную долю от иностранцев получаем и мы. Из порядка 30 тысяч иностранных граждан по Беларуси свыше 4 тысяч учатся в БГУ. Последние три года стараемся держать эту планку, и пока получается, в том числе благодаря позициям в рейтингах. Для иностранных студентов рейтинг - это индикатор качества. С его помощью они нас оценивают и выбирают. Понятно, что это не единственный критерий, абитуриенты учитывают стоимость обучения, отзывы друзей, знакомых, кому-то важно признание диплома в определенной стране или даже возможность получить бесплатное образование.

Других волнует стоимость проживания и аренда жилья, криминалистическая обстановка в городе, отношение в обществе к приезжим и много других индивидуальных условий. Есть страны, например Туркменистан, которые на государственном уровне регулируют обучение своих граждан за рубежом, основываясь на результатах международных рейтингов. БГУ благодаря высоким позициям в рейтингах входит в этот список рекомендованных для обучения университетов. То есть выбор иностранного университета у туркменских граждан законодательно ограничен. Родители просто не смогут заплатить за обучение в желаемом вузе, если его нет в правительственном списке. Когда в 2019 году этот закон приняли, БГУ сделал большой набор, где-то порядка 600 туркменских студентов, хотя до этого поступало около сотни.

Сегодня БГУ входит в элиту университетов - 1% лучших в мире. Если сказать математическим языком, в топ-300 из 30 тыс. существующих вузов в мире. Это делает нас привлекательными в глазах абитуриентов, а также позволяет БГУ уже пять лет подряд выполнять план по экспорту образовательных услуг. Даже в сложные ковидные годы мы были "Экспортером года" в области "Образование".

Международные рейтинги в том числе позволяют вузам сравнить себя с другими, понять, кто сильнее и в чем. Рейтинги редуцируют массивы больших данных учреждения в одну цифру, которая понятна и легко сравнима с аналогичной цифрой другого университета.

Но вместе с тем хочу сказать, что выигрывает всегда тот, кто создает рейтинги для решения своих конкретных целей. Например, индикатор "количество нобелевских лауреатов, которые преподают в вузе". На качество образования это влияет очень опосредованно. Сколько известно случаев, когда преподаватели без степеней являлись выдающимися педагогами. Я знаю отличные вузы, но в рейтинге они занимают позиции во второй или третьей тысяче. При этом подготовка студентов там на высшем уровне, поскольку акцент сделан не на науке и нужных для рейтинга цитируемых статьях, а на качестве подготовки специалистов. Можно сказать, что рейтинг - это еще средство манипуляции университетами. Для того чтобы быть в лидерах, нужно соответствовать заложенной разработчиками рейтинга философии и структуре, либо не ввязываться в гонку за экспортом и иностранными студентами.

- Почему БГУ ориентируется на рейтинг QS? И как обстоят дела с Webometrics? 

- Активное развитие в мире университетских рейтингов началось с 2000-х годов. Сейчас в мире признаются 15 глобальных рейтингов. БГУ участвует в девяти из них, среди которых основные для нас QS, Шанхайский и Times Higher Education. Также мы ранжированы в 15 предметных рейтингах, где важным для нас является Шанхайский предметный рейтинг. В нем мы представлены только по физическим наукам.

Глобальные Шанхайский и QS считаются самыми авторитетными и стабильными. Например, первый с 2002 года, момента создания, не менял свои индикаторы. А QS с 2009 года очень аккуратно корректировал некоторые моменты. По последним данным, БГУ в QS занимает 288-е место. Шанхайский глобальный рейтинг публикует 1 тыс. лучших вузов. Несколько лет мы пока находимся в шорт-листе и по инсайдерским данным входим в группу 1001-1100. Это очень сложный рейтинг. Для хорошей позиции нужны работающие нобелевские лауреаты или нобелевские лауреаты среди выпускников.

Что касается Webometrics, то это самый непредсказуемый рейтинг. Он массовый, динамичный и неожиданно часто меняет правила игры. Не погруженного в тему обывателя постоянные скачки университетов вверх-вниз сильно запутывают. Особенно любят о снижении позиций писать СМИ, не объясняя и не анализируя ситуацию. У нас так было несколько лет назад, когда БГУ терял до 500 позиций в Webometrics из-за одного импульсивного решения разработчика. Он просто не знал, как грамотно обработать научные публикации больших коллабораций и поставил "0" по цитированию всем университетам - участникам масштабных исследований. Поэтому сегодня эта категория ученых не учитывается в оценке вуза. Подчеркну, эксперты в области рейтингов понимают, чем обусловлено это очередное падение или взлет, а обыватели видят в этом ухудшение работы вуза, что совершенно ошибочно. Например, наш вуз несколько лет только наращивает по многим показателям свои позиции.

В то же время, если удается оперативно реагировать на изменения Webometrics, можно поймать волну и сразу подняться на несколько сотен позиций. Был у нас и такой опыт. Мы оперативно настроили профили преподавателей и ученых в Академии Гугл и вошли по этому индикатору в топ-200 мира и топ-600 рейтинга. Далее все зависит от скорости реагирования конкурентов и очередного обновления методики рейтинга, что совсем не показывает качество образования в вузе.

Webometrics сейчас и год назад, а тем более 5 лет назад - это совершенно разные рейтинги, которые нельзя сравнивать. Испанские разработчики половину рейтинга считают по научным данным, а вторую - по качеству сайта университета. Но насколько качество сайта отражает качество образования? Очень большой вопрос. Тем более что параметры сайта можно накрутить, используя абсолютно легальные методы продвижения в интернете. Сегодня он концентрируется на уровне многообразия информации на сайте и его популярности. В нашем случае такой подход очень спорный, он даже противоречит недавно принятому в Беларуси закону о защите персональных данных. Мы можем размещать на сайте только определенный набор сведений, а все остальное предоставлять только авторизованным пользователям. Поэтому мы на этом рейтинге не концентрируемся.

- Как БГУ удалось перешагнуть рубеж третьей сотни лучших вузов и стойко удерживать эту позицию?

- В рейтинге QS 50% отводится опросу экспертов и работодателей. Это очень масштабный опрос, что придает еще больше ценности этому рейтингу. По сути, мы получаем обратную связь от большого числа независимых экспертов. На их мнение мы можем повлиять только качеством обучения наших студентов. В последние годы, несмотря на внешние обстоятельства, этот показатель растет. В разрезе по отдельным научным направлениям БГУ имеет до 68 баллов из 100 возможных. В QS также важны соотношение числа преподавателей и студентов, количество цитируемых публикаций, численность иностранных обучающихся и преподавателей. Большое значение отводится общественному мнению, которое формируют наши выпускники за рубежом. Важен имидж, бренд, участие в международных выставках, межвузовское взаимодействие. Мы сотрудничаем в рамках более 570 договоров с учреждениями из 60 стран. Конечно, за этими цифрами стоит колоссальная работа всего коллектива БГУ.

- На ваш взгляд, по какому критерию сегодня БГУ не имеет конкурентов в мире?

- В рамках страны уникальность БГУ - это его кластерность, объединяющая образование, науку и производство. БГУ - структурно сложный комплекс, где реализуется обучение на разных ступенях, от общего среднего образования до подготовки кадров высшей квалификации, кандидатов и докторов наук. В состав БГУ входят четыре крупных научных института, где проводят исследования мирового уровня. Это позволяет нам иметь на выходе авторитетные публикации, которые принимаются международными журналами с высоким индексом цитирования. Если обратиться к статистике, то около 30% от всех научных публикаций страны подготовлены учеными БГУ. Практически столько же делает НАН Беларуси.

На публикационную активность наших ученых влияет и участие в коллективных исследованиях с иностранными учеными. На данный момент ведется около 60 совместных проектов с Арменией, Вьетнамом, Израилем, Китаем, Кореей, Россией, Турцией, Узбекистаном. Эти проекты финансируются Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований, а с зарубежной стороны - аналогичным фондом страны-партнера.

Уникальность структуры БГУ и, как следствие, многовекторность деятельности вуза позволяет нам иметь соотношение один преподаватель на шесть студентов. Это обеспечивает качественную подготовку кадров и создает условия для занятия наукой, написания научных статей. Для сравнения, в других вузах Беларуси соотношение преподаватель-студент - один к десяти. В соседних странах, например, у лидера всех рейтингов из числа российских вузов МГУ им. М.В.Ломоносова на одного преподавателя приходится четыре студента. Такая своего рода разгрузка позволяет нашим ученым развивать научные контакты, проекты, исследования и в последующем успешно представлять свои результаты в самых авторитетных журналах и влиять на рейтинги.

- Как вы считаете, есть ли потенциал для новых прыжков в рейтингах?

- Продвижение вуза в рейтинге - это на самом деле очень энерго- и финансово затратно. Это огромные человеческие и административные усилия. К сожалению, мы не всегда и не сразу получаем желанную позицию, есть некоторое запаздывание результата. Публикации смотрят во временном пятилетнем окне, сдвинутом на два года назад от даты выпуска рейтинга, а статистику - сдвинутой на 1-2 года. Поэтому результаты усилий полностью подействуют на позиции в рейтинге только через 7 лет или даже через 8-9. Нужно понимать, что, работая на рейтинг, мы одновременно делаем материальное и нематериальное капиталовложение в развитие самого вуза.

Мы внимательно изучаем методологию рейтингов, она открыта и размещена на профильных сайтах. Изучаем опыт иностранных университетов, их программы продвижения. Анализируем каждый индикатор, смотрим, что мы можем сделать, чтобы повысить свое место. Некоторые параметры у нас закреплены на законодательном уровне. Например, в Уставе БГУ установлено соотношение преподавателей и студентов. Над другими критериями мы усиленно работаем.

На что мы можем повлиять и за счет чего можно повысить позиции? Как правило, если не смотреть на экзотические рейтинги, можем улучшать научные показатели и представленность результатов исследований в интернете. Поэтому мы создали Электронную библиотеку, которая сегодня занимает 2-е место в мире среди вузов. Она содержит более 205 тыс. документов, из них 158 тыс. - индексируются Академией Гугл.

Время, когда ученый просто писал научную статью, прошло. Сегодня важно сделать ее видимой, распространить информацию о ней, или она затеряется в огромном массиве научных данных. Поэтому для наших сотрудников, аспирантов мы проводим семинары и обучающие курсы по работе с базами данными, поиском нужной информации и подготовке статьи для публикации в высокоретинговых научных журналах. Сегодня нужно не только участвовать в конференциях, но и рассказать об этом в специальных научных социальных сетях, да и просто поделиться ею на своем аккаунте и на фейсбуке. На сайте БГУ мы запустили рубрику "Ученый будущего", чтобы популяризовать эту деятельность и привлекать в науку молодежь.

Сегодня уверенно можно сказать про максимум вложений на уровне самого БГУ по его продвижению. Только за прошлый год на закупку баз данных, гранты и различные меры по стимулированию публикационной активности ученых было потрачено более Br1 млн. В университете все процессы и направления работы по качеству образования коррелируют с рейтингами. Определенные критерии встроены в систему менеджмента качества, в рейтинговую оценку преподавателей. В России и соседних странах в этом направлении смогли продвинуться еще дальше. У них используется система эффективных контрактов, но у нас есть определенные сложности правового характера, и не всегда мы можем повторить опыт наших конкурентов.

В ряде стран в последние десять лет вспыхнула рейтинговая лихорадка, когда государство поддерживает определенное число лучших университетов, финансирует создание прорывных технологий, открытие и работу мегалабораторий, куда приглашают ученых с мировым именем. С такими университетами сложно конкурировать. В Китае, например, планируют к 2050 году вывести свои лучшие вузы на верхушку международных рейтингов. 

В силу своей истории, известности бренда, связей, достаточно сильной науки БГУ объективно находится очень высоко. Но если раньше среди вузов СНГ мы входили в тройку лучших вместе с Московским и Санкт-Петербургским университетами, то сейчас мы входим в 10-15 лучших. Это итог работы российской программы "5-100". Ее действие уже закончилось, и мы прогнозируем, что такого бурного роста у россиян уже не будет. Хотя неплохой задел сделан, очень многие российские вузы подтянулись из топ-3000 в топ-1000 и топ-500. С такими вузами, накаченными внешним финансированием по числу научных публикаций, мы конкурировать не можем, по этим индикаторам они нас обгоняют. И есть большой риск, что через некоторое время рейтинговая картина поменяется и не в нашу пользу. 

- От западного давления вузы пострадали? Как быстро и гибко БГУ реагирует на новые вызовы?

- Как все российские и белорусские вузы, БГУ выкинули из рейтинга U-Multirank. Некоторые рейтинги стали скрывать подробную информацию, другие убирали прямые гиперссылки, чтобы не рекламировать наши университеты. Но это мелкие пакости, они мало на что влияют. Хуже ситуация с базами данных. Поставщики полнотекстовых и реферативных научных баз данных закрыли свои представительства в Беларуси и России. Поэтому мы оказались в некотором информационном вакууме, стало сложнее мониторить ситуацию и находить свежие научные статьи.

Некоторые наши ученые говорят, что их рукописи в иностранных журналах принимают к публикациям не так охотно, стало сложнее исправить все замечания рецензента. Это может привести к снижению числа публикаций и увеличению срока их принятия в печать.

Как бы мы того ни хотели, но англоязычные эксперты испытывают давление со своей стороны из-за политической ситуации. Скорее, в академических опросах мы потеряем определенную долю голосов. Цитировать работы белорусских ученых будут реже. Все это скажется на рейтингах через несколько лет. В этом году мы предполагаем снижение в Webometrics из-за уменьшения количества ссылок на наши сайты, так как некоторые зарубежные университеты прекратили сотрудничество с русскими и белорусскими вузами.

Естественно, мы не пассивно наблюдаем за происходящим. Продолжаем свою системную и усиленную работу по продвижению БГУ в рейтингах.

- Насколько опыт БГУ может быть применим для других белорусских вузов, ведь у них не такой масштаб деятельности и они в разы моложе?

- У нас разработана программа повышения квалификации по продвижению университетов в рейтингах. Она пользуется среди белорусских коллег большой популярностью. Мы регулярно оказываем консультации, проводим семинары с участием международных экспертов и всегда рады видеть белорусские вузы. Министерство образования Беларуси также приглашает специалистов БГУ на республиканские мероприятия, семинары и совещания по вопросам рейтингов. Радует, что наш опыт интересен и другим странам. Были случаи, когда узбекские университеты пытались переманить к себе наших экспертов по рейтингам.

Наши специалисты анализировали перспективы роста белорусских университетов в рейтингах, отмечая их эффективную работу по этому направлению. Нужно объективно оценивать ситуацию с учетом всех тех факторов, о которых я сказал выше. Это и финансирование, и возможность получения грантов, участие в конкурсах и так далее. Поэтому в классических рейтингах из-за большой конкуренции вузам сложно участвовать. Но наши университеты могут проявить себя в другом. Например, медицинские вузы прекрасно представлены в тематических рейтингах университетов по устойчивому развитию. Здесь шансов у них в разы больше, так как там есть отдельный блок вопросов, где наши медики имеют очень хорошие результаты. БГУ один год участвовал в таком рейтинге, показав средний результат. Индикаторы не отражали всю специфику и многовекторность деятельности БГУ, поэтому мы не стали дальше в нем участвовать. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы участвует в "зеленом рейтинге" вместе с нашим МГЭИ им. А.Д.Сахарова. И имеет там высокие результаты. Другие вузы ищут свои ниши и проявляют себя. Но здесь нужна осторожность. Сейчас появляется все больше фейковых рейтингов, которые просят оплату за включение в рейтинг. Мы в таких не участвуем и предупреждаем других о большом репутационном риске от сомнительных мероприятий.

- Так все же, что должно произойти, чтобы БГУ оказался на первой позиции?

- Самим создать свою рейтинговую систему, заложить те критерии, которые сильны в БГУ и которых мало в других вузах. И тогда мы будем номер один. Это могут быть как национальные, так и региональные рейтинги.

Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси