Легкая промышленность - одна из ведущих отраслей экономики страны. О достигнутых успехах, реализуемых проектах, работе предприятий концерна в условиях экономических санкций, а также о приоритетных целях и задачах на ближайшую перспективу в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала председатель концерна "Беллегпром" Татьяна Лугина.
- Многие предприятия концерна продемонстрировали эффективную экономику в 2023 году. Показатели будут окончательно подсчитаны в начале 2024-го, но предварительные результаты радуют. За 11 месяцев прошлого года промышленное производство концерна "Беллегпром" выросло на 5%. Выручка от реализации продукции - на 14,3%.
Чистая прибыль увеличилась практически в три раза и составила более Br260 млн. Рентабельность продаж достигла 13,8%, по промышленным предприятиям - 15%. Несмотря на негативное влияние курса валют, экспорт по итогам 2023 года должен составить около $500 млн.
- С белорусского рынка в 2022-2023 году не ушел практически ни один широко известный зарубежный бренд. Вместе с тем, предприятия концерна активно развивают собственную фирменную торговую сеть. Так, за 2023 год предприятиями "Беллегпрома" было открыто около 60 новых оптовых и розничных объектов фирменной торговли на территории Республики Беларусь.
Также в конце декабря в ТЦ "Першы нацыянальны гандлевы дом" открыто еще 27 торговых объектов предприятий, входящих в состав концерна.
Всего на 1 января 2024 фирменная торговая сеть предприятий "Беллегпрома" насчитывает около 770 торговых объектов на территории Беларуси.
Стратегия отечественных предприятий - предоставить людям и гостям Республики Беларусь возможность выбора и возможность оценить белорусское качество.
- В 2023 году белорусские товары легкой промышленности экспортировались в 95 стран мира. Основная доля экспорта приходится на страны ЕАЭС, среди которых наибольшее место занимает Российская Федерация - 81%, идет развитие поставок в страны дальней дуги, на сегодня удельный вес экспорта в данном направлении составляет около 8%.
Рост экспорта в прошлом году также отмечен в Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты. Перспективными направлениями оцениваются Китайская Народная Республика и страны Африки.
Наибольшей популярностью пользуются белорусские чулочно-носочные изделия, льняные ткани, пряжа из синтетических волокон, корсетные изделия, ковры, готовая кожа, обувь.
- В 2023 году экспорт предприятий концерна "Беллегпром" осуществлялся в 75 (из 89) регионов Российской Федерации, увеличены поставки в 39 регионов.
Наибольший удельный вес в экспорте занимают Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский край. Рост экспорта отмечен в Волгоградскую, Тамбовскую, Ярославскую, Тульскую, Свердловскую, Ленинградскую, Нижегородскую области.
- В настоящее время идет активное развитие партнерских взаимоотношений с КНР. В 2023 году достигнут темп роста экспорта в размере 227%. Наибольшей популярностью пользуется котонизированное льноволокно, готовая кожа.
- Импортозамещение сырьевой группы товаров и кооперация по поставке данных товаров - одно из основных направлений, которое реализуют организации концерна "Беллегпром", так как в состав входят практически все предприятия отрасли, выпускающие продукцию сырьевой группы (пряжа, ткани, трикотажные полотна, кожевенные товары и др.).
Хочется отметить, что на данный момент доля отечественных тканей и кожевенных товаров на внутреннем рынке находится в пределах 30-35%. Задачей является увеличение использования отечественных материалов при производстве потребительских товаров легкой промышленности.
Также "Беллегпромом" и предприятиями концерна проводится постоянная работа по развитию кооперационных цепочек по использованию тканей и иных материалов субъектами малого и среднего предпринимательства.
- Торговая сеть "Да Дому" набирает популярность. В Минске уже функционировали два концепт-стора, а в конце декабря открылся третий торговый объект. Также в декабре 2023 года на территории Российской Федерации были открыты магазины в Екатеринбурге и Новосибирске. Как отмечают производители, качественные белорусские изделия востребованы у россиян. В нынешнем году планируется активное развитие данного проекта. Будет открыто порядка 10 магазинов в России в городах-миллионниках.
- Сегодня мы можем наблюдать осознанный рост любви к отечественной продукции. Мы учимся уважать собственный продукт, гордиться им. Наш ассортимент растет, обновляется. Это касается одежды, обуви, галантереи и не только. Теперь мы можем с гордостью представлять свою продукцию, скажем прямо, достаточно избалованному и придирчивому белорусскому покупателю. Сегодня "белорусское" для белорусов больше не ассоциируется с чем-то неактуальным и немодным. Значит, мы движемся в правильном направлении. БЕЛТА.