Официальный сайт Республики Беларусь
Рождество и Новый год в Беларуси
Новости
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Новости | Мнения и интервью

Мнения и интервью

23 нояб. 2023

"Не просто угощение, а целая история будущей жизни семьи". Специалист о каравайных традициях в Беларуси


Фото Гродненского ОМЦНТ

Время свадеб и караваев - такой с давних времен в Беларуси была осенняя пора после Покровов. Именно с середины октября, когда основной урожай уже собран, по вековой традиции начинались на белорусской земле "вяселлi". Щедрая осень позволяла накрыть богатый стол, а главным его украшением всегда были пышные сладкие караваи. Эта красивая традиция жива и сегодня. Караваем встречают молодоженов на многих белорусских свадьбах. И хотя пекут их сегодня уже по-разному, есть в Беларуси немало мест, где традиции свадебных караваев возрождены и живы. Находят и возрождают их в Гродненской области в рамках проекта по изучению региональной обрядности. О каравайных традициях Гродненщины, исторических и сегодняшних, корреспонденту БЕЛТА рассказала заместитель директора Гродненского областного центра народного творчества Наталья Романович.

- Какие цели вы ставили, начиная совместный с районными центрами культуры проект? Как он продвигается и какие находки уже принес?

- С марта прошлого года Гродненский областной методической центр народного творчества совместно с районными центрами начал работу над исследовательским проектом "Выявление и возрождение традиционной региональной обрядности Гродненщины". Его задача - выявить характерные для каждого района народные праздники, обряды, традиции, ритуалы и создать на базе районных центров культуры электронный архив материалов по региональной семейной и календарной обрядности. Все они впоследствии будут обозначены на интерактивной карте обрядов Гродненщины, которая будет размещена на электронных ресурсах учреждений культуры.

Записывая этапы свадебных обрядов, мы увидели много интересного, что касалось выпечки караваев. И поскольку эта тема давно нас интересовала, еще тогда, когда готовились документы на внесение элементов в список историко-культурного наследия страны, по ней было собрано немало интереснейшего материала. Чем больше мы узнавали народных традиций, связанных с караваями, знакомились с умелицами, которые хранили секреты этого уникального мастерства, тем очевиднее становилось, что этот богатейший пласт народной культуры нужно сохранить и вернуть то, что уже уходило в историю.

Так родилась идея исследования, которое объединило всю область. И сегодня у него уже есть свои плоды.

Три элемента нематериального культурного наследия Гродненщины, связанные с выпечкой караваев, как я сказала выше, уже были внесены в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Это "Знания и навыки по выпечке традиционного свадебного каравая на Волковысчине", "Традиция выпечки караваев на Слонимщине. Календарно-обрядовая выпечка" и "Традиция приготовления порозовской банкухи" в Свислочском районе. Все они используются не только на культурных мероприятиях, но и в реальной жизни.

Порозовская банкуха

- Чем уникальны эти традиции, официально ставшие частью историко-культурного наследия?

- Каждая уникальна по-своему, в этом суть. Например, в Волковысском районе некоторые ее элементы с течением времени перестали активно практиковаться и, можно сказать, были почти утеряны. Неравнодушные работники культуры в районе заметили в подготовке сегодняшних праздничных караваев органичное развитие вековечных местных традиций и провели огромную работу для того, чтобы узнать исторические формы свадебного каравая. Результатом кропотливого исследовательского труда стали записанные ими сведения об архаическом каравайном обряде Волковысчины. А самое главное - они нашли давние рецепты свадебного каравая, которые старательно сберегли более молодые продолжательницы традиции. Эту традицию сами ее участники воспринимают не только как дело двух родов - жениха и невесты, но и как общее дело всей сельской общины. По местному обычаю, свадебную выпечку приносили на праздник все гости, символизируя тем самым единство деревенского социума.

В Слонимском районе традиция обрядовой выпечки объединяет несколько деревень. А сберегают народные обычаи участники народного фольклорного коллектива "Чараўнiцы-каравайнiцы" Новоселковского центра культуры. Свадебный каравайный обряд здесь имеет ряд особенностей, характерных только для этой местности. Например, правило "угощать каравай": дежу с тестом ставили на другую, немного меньшую дежу, перевернутую вверх дном, а под нижнюю прятали рюмку водки и тарелку с едой. Только на Слонимщине было обязательным присутствие мужчин в доме, где пекут каравай, при этом один из них обязательно должен быть холостым. Интересна и местная терминология. К примеру, "гусарницами" называли женщин, которые изготавливали из теста "гусок" или "шишки" для украшения каравая. Пирогов выпекалось двенадцать: один большой - старший, четыре удлиненных и семь маленьких. Кусками караваев наделяли всех гостей, желая им таким образом благосостояния.

Чтобы дать новую жизнь внесенной в список историко-культурного наследия традиции, на Слонимщине создали этногостиную, где установили печь и проводят мастер-классы по изготовлению караваев для детей, молодежи и всех желающих.

Особое место в этом списке занимает удивительный продукт мастериц из агрогородка Порозово в Свислочском районе - порозовская банкуха. Караваем ее можно считать весьма условно, и все же именно банкуха украшала здесь праздничные столы на протяжении девяноста последних лет. Изготавливается это кулинарное чудо так: специальный деревянный валик покрывается жидким тестом, которое запекается рядом с открытым огнем, затем наносится и запекается новый слой теста, и так повторяется много раз. Уникальный рецепт сохранился в семье Козюк: наша современница Елена Чеславовна переняла его у своей свекрови Янины Ивановны Козюк, а той, в свою очередь, секрет достался от Пелагеи Иосифовны Козюк.

- Удалось ли найти в ходе проекта еще что-то новое или давно забытое старое?

- Уже в этом году в деревне Тушемля Свислочского района возрождена местная традиция выпечки свадебного каравая, которую сохранила старейшая жительница, 88-летняя Анна Викентьевна Середа. Вместе с соседкой Ириной Федоровной Притульчик и фольклорным любительским объединением "Соседки" они возобновили обряд по всем его правилам. Свою работу хозяйка начинает с молитвы, затем замешивает тесто и, накрыв кужельной тканью, ставит на 8 часов в печь "подходить". К вечеру в доме собираются "Соседки". После мытья рук один их мужчин выливает воду под молодое дерево в саду. Затем главная каравайница делит тесто надвое. Часть раскладывает в формы, другую же раздает каравайницам для лепки украшений. Главное украшение этого каравая - веточка сливы. Вместе с большим пирогом выпекаются меньшие каравайцы для каждой участницы кулинарного действа. Каждую из женщин хозяйка обмазывает мукой - на сытую жизнь молодым. А пока пироги выпекаются, каравайницы накрывают на стол и угощаются "чем Бог послал".

- Наталья Иосифовна, каравай не случайно называют украшением праздничного стола. Он ведь не только вкусный, но еще и очень красивый. Скажите, вкус и украшения пирогов в каждом регионе тоже особенные?

- Караваи пекутся для особенных событий, потому для их приготовления всегда использовались самые лучшие продукты. Муку брали пшеничную самого высокого качества, яйца от нескольких кур. Каравай лепили вручную и выпекали в большой глиняной или металлической форме. Для окраски использовали натуральные овощи и фрукты: вишню, свеклу, морковь, чернику и другие ягоды. В некоторых деревнях пироги украшали самодельными бумажными цветами и красной лентой. Обязательным было украшение каравая косой - плетенкой из теста, которая обвивала его, будто венком. Особенно умелые мастерицы выпекали многоярусные пироги, а на них размещали стилизованные фигурки птиц, животных, лепные деревья и цветы, шишки из теста, которые не только украшали каравай, но и имели символический смысл. В центре композиции помещали так называемую рогатку - трехроговую ветку плодового дерева, символ мира, благополучия и самой жизни. А самые талантливые умелицы могли вылепить из теста и по обе стороны от рогатки поставить фигурки невесты и жениха, окружив их домашней живностью. Словом, свадебный каравай - это не просто угощение, а целая история с пожеланиями будущей счастливой жизни молодой семье.

- Именно поэтому глубокий смысл вкладывался и в сам обряд приготовления каравая, который тоже включал обязательные действия во имя будущего благополучия молодоженов?

- Да, такие обязательные действия соблюдались. Перед тем как поставить пирог в печь, хозяйки-каравайницы обязательно должны были его перекрестить. После этого они умывали руки, а использованную воду выливали под то самое дерево, с которого срезали "рогатку". Пока пирог выпекался, могли пригласить музыканта, петь народные песни.

С трепетом ждали момента, когда готовый пирог доставали из печи. Если он был пышным и красивым, все радовались, это сулило удачу новой семье. Если же хлеб оседал, это считалось поводом для беспокойства за ее будущее. Иногда вместо неудавшегося каравая даже выпекали новый.

Караваем на рушнике встречали молодоженов после венчания у порога родного дома. А во время застолья молодые подносили каждому гостю кусочек свадебного пирога в благодарность за поздравления и подарки.

- Наталья Иосифовна, судя по вашему исследованию, кое-что из давних каравайных традиций живет и сегодня.

- На Гродненщине, да и в других регионах Беларуси, каравай все еще сохраняет свою сакральную функцию. Как и в нашей истории, он остается символом, который программирует жизнь молодой пары на добрый лад и является важной частью большинства белорусских свадеб. Бесценная информация, полученная нами в ходе исследования, поможет всем, кто ценит народные традиции, нашу идентичность, узнавать и возвращать в сегодняшнюю жизнь уникальную белорусскую традицию со всеми ее особенностями, делая свои праздники по-настоящему душевными, наделяя их особенным, близким и родным для нас смыслом.

Лилия НОВИЦКАЯ,
БЕЛТА

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси