9 мая, Минск /Корр. БЕЛТА/. В День Победы в православных храмах звучит особая молитва о здравии всех ныне живущих ветеранов, сообщил корреспонденту БЕЛТА Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
"Мы каждый день молимся и о здравии, и об упокоении, но 9 мая у нас особая молитва во всех храмах о здравии всех ныне живущих ветеранов и заупокойные службы по почившим вождям и воинам, за Веру и Отечество жизнь свою положившим", - сказал иерарх.
Кроме того, он отметил: "Ветеранам хочется пожелать крепкого здоровья. Чтобы они своим примером вдохновляли молодых людей на достижение хороших результатов, чтобы своей жизнью продолжали свидетельствовать о любви к Отечеству и людям, учить нас твердости духа. Вы знаете, удивляешься, глядя на них. Вроде прошли такую сложную жизнь, столько претерпели, но они сегодня не теряют бодрости духа. Откуда это? Конечно, для нас, верующих людей, это понятно. Мы черпаем силы в Боге".
Также митрополит подчеркнул, что события, подобные той войне, никогда не должны повторяться. История тех лет должна стать для всех серьезным уроком, чтобы предупредить людей от необдуманных действий. Патриарший Экзарх напомнил, что еще апостол Иоанн отмечал в одном из своих посланий: "Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего". Митрополит так прокомментировал этот отрывок: "Вот эти три качества и порождают все нестроения и войны... Войны, которые, к сожалению, до сих пор происходят на нашей планете, порождены этим. Сегодня, несмотря на то, что мы празднуем 70-летие Победы, мы же говорим о том, что кровь проливается совсем рядом с нами. Есть горячие головы, которые разжигают очаги напряженности. Поэтому мы всех сейчас призываем остановиться. На чужом горе богатства никогда не заработаешь, а если даже и заработаешь, то оно не будет служить благу и спасению души".
Патриарший Экзарх отметил, что христиане могут участвовать в войнах только тогда, когда речь идет о защите Отечества. "Христос говорил, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за своих ближних. Поэтому защищать свое Отечество и народ - это священный долг не только воина, но и каждого человека, каждого христианина", - отметил митрополит. Он обратил внимание, что во время Великой Отечественной войны как раз и проявилось множество таких героев, в том числе среди священнослужителей. "Но по каноническим правилам священник не имеет права проливать кровь. Даже животных. Если бы была пролита кровь, даже по неосторожности, такой священник уже не допускается к служению в алтаре. Но есть один выход из этого положения. Патриарх имеет соответствующее право, и Патриарх Алексий I воспользовался этим правом. Всем священникам, которые участвовали в Великой Отечественной войне с оружием в руках, было благословение продолжать служение в священном сане. Это было очень важное постановление", - пояснил митрополит Павел.
"Мои родители еще задолго до войны были сосланы в Казахстан, поэтому не воевали. Мой отец был очень востребован как специалист высокого класса. Он был маркшейдером. Это особое направление в шахтном деле. Без него нельзя было совершать выработки угля, поэтому он был освобожден от фронта, но был на своей "передовой". У него было много госнаград за труд во время войны. И надо сказать, что в тылу тогда тоже было несладко. Все переживали невзгоды и ограничения, все молились... Также у меня по папиной линии два брата погибли на фронте, а один пришел инвалидом - без ноги. Так что война всех коснулась", - поделился митрополит.
"Сказать, что на алтарь Победы были положены только труды тех, кто был на передовой - это значит быть необъективным. Все, кто держал оружие, как и все люди, нуждались в пище. Они нуждались в одежде, снарядах... Поэтому тыл - это тоже очень важная составляющая", - добавил он.