На фоне общемирового "зеленого тренда" все большее значение приобретает финансирование проектов, связанных с сокращением негативного влияния на окружающую среду, - "зеленое финансирование". В Беларуси реализуется Национальный план действий по развитию "зеленой экономики" на 2021-2025 годы, утвержденный постановлением Совета Министров от 10 декабря 2021 года №710. Согласно этому плану "зеленое финансирование" осуществляется для развития "зеленой экономики". В свою очередь "зеленая экономика" направлена на достижение целей социально-экономического развития при существенном сокращении экологических рисков и темпов деградации окружающей среды. О новых возможностях финансирования экологических проектов в интервью журналу "Экономика Беларуси" рассказал заместитель министра финансов Павел Лемех.
- "Зеленое инвестирование" - вложения в программы и проекты, целью которых является сокращение выбросов в атмосферу, сохранение окружающей среды. Это финансирование экологически ориентированных проектов. Оно может стать одним из инструментов привлечения инвестиций в белорусскую экономику, где достаточно много проектов, связанных с улучшением окружающей среды.
Перспективным направлением использования "зеленого финансирования", в том числе через инструменты рынка ценных бумаг, видится сфера электротранспорта, а также масштабирование инфраструктуры для его функционирования по всей республике.
Для развития "зеленого финансирования" на базе Министерства финансов создана межведомственная рабочая группа, в рамках которой прорабатываются вопросы внедрения в Беларуси стандартов экологичности, социальной направленности и корпоративного управления (стандартов ESG). В нее вошли представители государственных органов и бизнеса. В настоящее время подготовлен проект постановления Совета Министров, которым регламентируются критерии и требования к системе верификации проектов и финансовых инструментов "зеленой направленности" (иными словами, национальная таксономия "зеленого финансирования"). Также прорабатываются вопросы создания на Белорусской валютно-фондовой бирже специализированной площадки для торговли такими инструментами.
Проектом постановления определяются направления и критерии проектов "зеленой направленности" в таких сферах, как обращение с отходами, энергетика, строительство, промышленность, транспорт и других.
Инициаторам проектов потребуется обеспечить их соответствие принципам устойчивого развития, которое будет подтверждаться независимой стороной - верификатором. Здесь будут оцениваться подходы к использованию привлеченных средств, условия инвестирования, отчетность об использовании средств и другие аспекты, а затем будет выдаваться независимое заключение о соответствии проекта заявленным целям.
Проект национальной таксономии "зеленого финансирования" базируется на апробированных международных подходах, в том числе в странах ЕАЭС. Это позволит белорусским предприятиям в дальнейшем беспрепятственно выходить с "зелеными проектами" на рынки капитала дружественных государств для привлечения "зеленого финансирования".
Хочу сказать, что внедрение принципов "зеленой экономики" важно еще и потому, что в мировой практике "зеленый курс" сопровождается введением дополнительных требований к качеству продукции и услуг. Таким образом, соблюдение "зеленых стандартов" в нашей стране призвано не допустить потери конкурентоспособности национальных производителей.
Что касается элементов "зеленого финансирования", то это различные финансовые инструменты - "зеленые" облигации, кредиты и другие, с использованием которых финансируются именно "зеленые проекты".
- Да, одним из основных "зеленых финансовых инструментов" для привлечения финансирования с целью реализации проектов ESG (прежде всего проектов устойчивого развития) будут выступать "зеленые облигации".
"Зеленая облигация" - это любой тип облигационного инструмента, поступления от которого будут использоваться исключительно для финансирования либо рефинансирования частично или полностью новых или существующих проектов с экологически устойчивыми выгодами.
Как известно, Беларусь, двигаясь в общемировом тренде устойчивого развития, приняла свои 17 целей устойчивого развития. Они изложены в виде конкретных мероприятий в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года и Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года.
Концепция государственных "зеленых облигаций" Республики Беларусь одобрена на заседании межведомственной рабочей группы 2 декабря прошлого года. Она направлена на реализацию проектов, сопряженных с достижением целей устойчивого развития, и включает мероприятия в следующих приоритетных областях: устойчивое природопользование и биоразнообразие; повышение энергоэффективности и энергосбережение; устойчивое управление водными ресурсами; экологически чистый транспорт; предотвращение и контроль загрязнений, управление отходами.
Концепция демонстрирует соответствие целей и условий отдельных выпусков облигаций государственного займа Республики Беларусь принципам "зеленых облигаций" Международной ассоциации рынков капитала.
Министерство финансов будет направлять привлеченные от выпуска государственных "зеленых облигаций" суммы на финансирование и рефинансирование мероприятий и проектов в рамках заявленных в Концепции приемлемых "зеленых расходов" в полном объеме, а также вести аналитический учет понесенных расходов и мониторинг соответствия данных расходов и денежных поступлений от размещения государственных "зеленых облигаций".
- Первый выпуск состоялся в начале декабря 2022 года. На площадке Белорусской валютно-фондовой биржи были размещены внутренние "зеленые" государственные облигации на сумму 5 млрд российских рублей сроком на 3 года со ставкой процентного дохода 12,5% годовых. Выпуск полностью приобретен отечественными и российскими инвесторами. Причем всего за один день.
В 2023 году запланированы новые выпуски "зеленых государственных облигаций" как на внутреннем, так и на российском рынке.
- В условиях перенасыщенности спроса на финансирование на мировом рынке капитала инвестирование в "зеленые проекты" позволяет обратить дополнительное внимание инвесторов на те из них, которые становятся более конкурентоспособными в привлечении средств в связи с трендом на финансирование в первую очередь проектов стандартов ESG, а лишь потом всех прочих. "Зеленое финансирование" предоставляется, как правило, на более привлекательных условиях по сравнению с обычными проектами, не затрагивающими "зеленую тематику". Но вопрос о применении в отношении лиц, реализующих проекты этой направленности, мер стимулирующего характера, включая налоговые льготы, может быть рассмотрен не ранее утверждения национальной таксономии "зеленого финансирования".
В целом же у белорусских субъектов хозяйствования сегодня появляется новый перспективный инструмент привлечения финансирования.
- Несмотря на продолжающуюся работу по утверждению национальной таксономии "зеленого финансирования", корпоративные эмитенты и на сегодняшний день вправе эмитировать облигации, средства от размещения которых будут направляться на экологически благоприятную деятельность, достижение целей устойчивого развития. При этом их экологическую ориентированность необходимо детально раскрыть в эмиссионных документах (цель эмиссии и направление использования привлеченных средств на конкретный экологический проект).
В положительном контексте нельзя не отметить наличие в Беларуси необходимой инфраструктуры для эмиссии в том числе "зеленых облигаций". В частности, функционирует торговая площадка - Белорусская валютно-фондовая биржа. Созданы и институты финансовых посредников - профессиональные участники, предоставляющие услуги на рынке ценных бумаг.
Утверждение национальной таксономии позволит верифицировать экологическую направленность "зеленых проектов", повышая тем самым их привлекательность и надежность для инвесторов.
Полагаю, что факт утверждения национальной таксономии "зеленого финансирования" поможет расширить ресурсную базу организаций, реализующих "зеленые проекты" в Беларуси, придав тем самым импульс развитию национального фондового рынка.
Татьяна ВЛАСОВЕЦ,
журнал "Экономика Беларуси"