23 августа, Островец /Корр. БЕЛТА/. Беларусь ответила на все вопросы Литвы по АЭС в Островце, но эта тема политизируется литовской стороной, заявил сегодня журналистам заместитель министра энергетики Михаил Михадюк, передает корреспондент БЕЛТА.
Говоря о выборе площадки для строительства и претензиях Литвы по этому поводу, замминистра напомнил, что был проведен беспрецедентно большой объем изысканий на десятках площадок, где потенциально могла бы развернуться атомная стройка. В итоге решено было выбрать Островец, поскольку там не выявлено ни одного фактора, который влиял бы на безопасность будущей станции.
"Мы ответили на все вопросы наших соседей, но вопрос перерос в политическую плоскость", - отметил Михаил Михадюк. Замминистра обратил внимание, что Литва также намеревалась строить атомную станцию и даже рассматривала возможность реализации российского проекта, из-за которого теперь предъявляет претензии Беларуси. "Это политика двойных стандартов, - считает он. - Потребитель купит то, что лучше, качественнее и дешевле. То же применимо и к электроэнергии".
Михаил Михадюк напомнил, что строительство АЭС должно повысить конкурентоспособность белорусской экономики и снизить зависимость от поставок природного газа. Так, с запуском станции потребление газа снизится на 5 млрд куб.м в год, выбросы парниковых газов в атмосферу - на 7-10 млн т ежегодно.
Приоритетом при строительстве БелАЭС является безопасность и надежность. Главной особенностью проекта ВВЭР-1200 является уникальное сочетание активных и пассивных систем безопасности, делающих станцию максимально устойчивой по отношению к внешним и внутренним воздействиям.
При реализации атомного проекта Беларусь тесно сотрудничает с международными организациями, в том числе с МАГАТЭ, постоянно приглашая миссии агентства, с Всемирной ассоциацией организаций, эксплуатирующих атомные электростанции, добавил Михаил Михадюк.
Белорусская АЭС строится по типовому российскому проекту АЭС-2006 нового поколения "3+" вблизи Островца (Гродненская область). Первый энергоблок планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году, второй - в 2020-м.