Официальный сайт Республики Беларусь
Рождество и Новый год в Беларуси
Новости
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Новости | Мнения и интервью

Мнения и интервью

4 февр. 2019

Лаппо о новых подразделениях, усилении охраны границы и готовности к II Европейским играм

Президент Беларуси Александр Лукашенко утвердил решение на охрану госграницы органами пограничной службы в 2019 году. Перед Госпогранкомитетом была поставлена задача увеличить штатную численность, принять исчерпывающие меры по увеличению и созданию новых подразделений. В интервью БЕЛТА председатель Госпогранкомитета Анатолий Лаппо рассказал, что уже сделано по этим вопросам в прошлом году и что предстоит реализовать в этом.

Граница с Украиной, усиление и противодействие контрабанде оружия

- Глава государства ранее заявлял о необходимости усилить белорусско-украинский участок границы. Как идет данный процесс?

- Пограничное ведомство планомерно продолжает поэтапное усиление белорусско-украинской границы. Оно заключается в увеличении численности пограничников и инженерном оборудовании. Во-первых, в минувшем году мы выставили еще одно новое подразделение - пограничный пост "Наровля". Еще в двух - заставах "Комарин" и "Асаревичи" - увеличили численность. На пограничных заставах "Карповка" и "Дивин" провели серьезные преобразования как по штатной численности, так и по техническому оснащению. Уже сформированы маневренные группы (штаты) на украинском направлении. Сейчас начинаем комплектовать их личным составом, вооружением и техникой, выходить новыми штатами на охрану государственной границы. Это усилит наш потенциал.

Во-вторых, за прошедший год мы увеличили рубежи охраны, половину из которых оборудовали сигнализационными системами заградительного типа. Говоря простым языком, территория, непосредственно прилегающая к границе, должна быть непроходимой для потенциального нарушителя. В то же время все должно позволять нашим тревожным группам, пограничным нарядам в считанные минуты оказаться на нужном участке.

В-третьих, не меньшее значение в комплексной работе уделяется формированию благоприятных условий среди местного населения и тесному взаимодействию с гражданами, проживающими на приграничной территории. Наверное, излишне говорить о важности и значимости формирования у жителей непримиримости и нетерпимости к "непрошеным гостям" и к тем элементам противоправной деятельности, которые пытаются внести свой негативный вклад в жизнь нашего общества.

- Только ли на южном направлении усиливается охрана границы?

- Работу по наращиванию сил и средств мы планомерно проводим на всех направлениях. Где-то будет увеличена численность, где-то развернем новые подразделения. Как уже заявлялось, завершим и формирование резерва начальников пограничных групп и отрядов. В минувшем же году была повышена плотность охраны границы. То есть перераспределялся личный состав в зависимости от технической составляющей, ведь на оборудованных рубежах пограничник охраняет границу дистанционно - с помощью электроники. Поэтому сегодня мы используем современные интеллектуальные комплексы, фактически не выдающие ложных сигналов тревоги. Таких высокотехнологичных рубежей только в минувшем году построили суммарно более 60 км.

Отдельно выделю участок поста "Кемелишки" Сморгонской погрангруппы в районе строительства АЭС. Это, можно сказать, первый в истории пограничный пост, на участке которого установлена стационарная сигнализационная система. В стадии приемки находится построенный через реку Вилия автомобильный мост длиной более 100 м. Важно отметить, что направление в районе строительства БелАЭС оборудуется в соответствии с планом и к концу текущего года будет завершено.

При этом инженерно-техническое обустройство является одним из основных элементов повышения плотности и эффективности охраны границы. В прошлом году мы построили около 90 км рубежей охраны - это пограничные дороги с контрольно-следовыми полосами. Возведено 46 км заграждений для последующего их оборудования сигнализационными средствами охраны. Модернизируем и старые сигнализационные комплексы - на польском направлении. В прошлом году такая работа велась на заставах "Липинки" и "Тушемля" Брестской и Гродненской пограничных групп соответственно.

- Какой эффект от подобных улучшений и модернизаций?

- О нем говорят основные итоги оперативно-служебной деятельности за прошедший год - в сравнении с 2017-м он показал более высокую эффективность в охране государственной границы в целом. Территориальными органами пограничной службы задержано 725 нарушителей государственной границы, что на 21,6% больше, чем в 2017-м. Более чем в 3,2 раза увеличилось количество задержанных нарушителей границы на авиационном, более чем на 71% на польском и почти на 13% на литовском направлениях.

- Какой была обстановка с контрабандой оружия на белорусских рубежах?

- Об этом в последнее время часто говорят. Не случайно эта тема рассматривалась на уровне главы государства. Сегодня она тоже затрагивалась. В минувшем году пограничным ведомством из незаконного оборота и при перемещении через государственную границу изъято более 170 единиц различного оружия, а также около 1,6 тыс. боеприпасов. Эти цифры дают основание полагать, что риски перемещения оружия и боеприпасов через границу сохраняются. В текущем году задача пресечения попыток подобной контрабанды для нас является приоритетной. Решать ее мы будем в тесном взаимодействии с правоохранительными органами республики.

Новые подразделения, охрана границы в Полесском заповеднике и технологии на службе пограничников

- Касаясь поручения главы государства о развертывании новых подразделений и наличии резервов на значимых в плане пограничной безопасности направлениях, насколько удалось продвинуться в этой работе, что в планах на 2019 год?

- Мы выполнили поручение, подготовили необходимые расчеты и обоснования. И при увеличении плотности охраны границы будем способны получить значительный эффект - вместо одного наряда сможем в каждом подразделении одновременно на границе иметь два. Также есть возможности использования резервов для каждого территориального органа пограничной службы на местах.

- В прошлом году вы говорили, что охрана границы на территории Полесского государственного радиационно-экологического заповедника будет вестись дистанционным способом с использованием технических средств. На каком этапе находится эта работа?

- Сейчас реализуется проект международной технической помощи, который позволит значительно укрепить пограничную безопасность на территории заповедника - будут развернуты современные технические средства охраны границы для дистанционного контроля загрязненной территории. Подразделения там будут оснащены современными средствами наблюдения, специальной автомобильной техникой, приборами радиационного контроля, специальной защитной одеждой и респираторами. Сейчас мы находимся на этапе согласования технического задания и выбора подрядчика.

- А когда там будут развернуты новые подразделения?

- На данный момент они уже созданы. В их штате проходят службу исключительно военнослужащие-контрактники. Это добровольцы - они дали свое согласие о готовности выполнять задачи на территории Полесского радиационно-экологического заповедника. Также все из них закончили специальные обучающие курсы по специфике службы в местности с радиоактивным загрязнением. Подразделения оснащены специальной техникой и обмундированием. Военнослужащие срочной службы к охране границы на зараженной территории не привлекаются.

- Используются ли на границе белорусские разработки?

- В прошедшем году нам удалось совместно с отечественным предприятием завершить испытания и поставить на боевое дежурство для охраны границы высокотехнологичное тепловизионное оборудование. Оно автономное и позволяет на значительных расстояниях при любой погоде и времени суток обнаруживать людей, машины и другие объекты. Задача на текущий год для этого оборудования и персонала - подтвердить свою надежность в реальных условиях. Можно представить, насколько применение такой техники облегчает контроль границы и повышает его эффективность.

Контрабанда наркотиков и незаконная миграция

- В прошлом году наблюдался рост числа попыток провоза партий наркотиков транзитом через Беларусь в восточном направлении. Что делается для предотвращения подобного и какие меры планируете предпринять в текущем году?

- В 2018 году белорусскими пограничниками обнаружены 4 канала поставки наркотиков. На приграничной территории изъято более 410 кг наркотических средств, а органами дознания погранслужбы по статьям о преступлениях в сфере незаконного наркооборота возбуждено 25 уголовных дел.

Влияние на оперативную обстановку в Беларуси оказывают действующие в мире регионы нелегального производства наркотиков и сложившиеся международные каналы их поставок. Беларусь по-прежнему выступает страной транзита наркотиков на пути из Европы в Россию, в большинстве своем это гашиш и кокаин. Так, нелегальное производство гашиша в государствах Северной Африки и, в частности, в Марокко растет. Это мы хорошо ощущаем по попыткам наркогруппировок провезти крупные партии через границу Евросоюза и Беларуси транзитом в Россию.

Я уверен, что эффективное противодействие трансграничным формам такой преступности невозможно без четкого и слаженного взаимодействия на региональном и межгосударственном уровнях. В связи с этим мы продолжим принимать конкретные меры в борьбе с перемещением наркотиков через пункты пропуска, а также с их оборотом на приграничной территории.

- Не менее значимой проблемой для белорусских пограничников оставались попытки организации каналов незаконной миграции в страны Евросоюза. Какие здесь тенденции и как в этом отношении будет использована помощь международных партнеров Госпогранкомитета?

- Анализ результатов деятельности органов пограничной службы в сфере противодействия незаконной миграции за 2018 год показывает, что сохраняются тенденции прошлых лет. В прошлом году за нарушение законодательства о госгранице сотрудники Госпогранкомитета привлекли к ответственности более 13 тыс. человек. Среди них 545 иностранцев являлись незаконными мигрантами, из них 457 предприняли попытку нарушения государственной границы.

Активизация в 2018 году этой противоправной деятельности была связана с попытками незаконного пересечения границы "болельщиками" чемпионата мира по футболу в России. Пограничниками за полтора месяца задержано свыше 230 мигрантов указанной категории. Кроме того, не допущено нарушения пограничного законодательства более 380 иностранцами-"болельщиками".

Всего же за год органами погранслужбы пресечено 40 каналов незаконной миграции, при этом задержано 57 организаторов и их пособников. Органами погранслужбы возбуждено 126 уголовных дел.

Однако в целом в минувшем году обстановка оставалась прогнозируемой и контролируемой. Приобретенный опыт мы обязательно учтем в обеспечении надежной охраны границы при проведении в Беларуси общественно значимых мероприятий.

Говоря о международной помощи, хочу напомнить, что в Беларуси в настоящее время реализуется совместный проект с Международной организацией по миграции в области управления нерегулярной миграцией. Ведущее ведомство - МВД Беларуси. Планируется развить систему управления нерегулярной миграцией и совершенствовать белорусское законодательство в данной сфере. Также в планах создание условий для размещения нерегулярных мигрантов во время ведения административного процесса и повышение потенциала сотрудников органов погранслужбы по вопросам управления нерегулярной миграцией. На участке Полоцкого пограничного отряда будет построен центр содержания мигрантов и задержанных лиц, закуплена автомобильная и иная техника. Данный проект будет реализован в 4-летний срок. Его бюджет - 7 млн евро.

II Европейские игры и пересечение границы

- Как пограничная служба готовится к проведению II Европейских игр, которые пройдут в Минске в июне? Как будут решаться вопросы безопасности с учетом большого потока болельщиков и гостей? Насколько комфортным будет для них пересечение границы? Какая подготовка ведется к этому мероприятию уже сейчас?

- Как известно, в соответствии с указом Президента пропуск участников и болельщиков игр через границу будет осуществляться в безвизовом порядке. Мы активно готовимся к этому важному для страны мероприятию. В период проведения игр будут усилены смены пограничных нарядов, несущих службу в пунктах пропуска, в том числе с привлечением резервов.

Для комфортного пересечения границы предусмотрено информирование участников и болельщиков перед въездами в основные автодорожные пункты пропуска, а также перед каналами оформления. Там будут установлены информационные стенды с логотипом игр, указывающие на отдельные направления для пересечения границы в приоритетном порядке. Служебные модули пограничного контроля там будут также обозначены логотипом и надписью "Пропуск участников и гостей II Европейских игр 2019 года". Аналогичным порядком будут информироваться участники и болельщики в основных железнодорожных и авиационных пунктах пропуска.

На период II Европейских игр в основных пунктах пропуска будут задействованы волонтеры, которые при необходимости окажут помощь при пересечении границы - в заполнении таможенных деклараций, миграционных карт и других вопросах.

- Как показал прошлый год, выросли транспортные потоки на прибалтийском и польском направлениях. Как пограничники справлялись с очередями, какая работа проводится по их предупреждению в дальнейшем?

- Все понимают, что проблема эта не нова, ее основные причины известны. На образование очередей влияет неравномерное прибытие транспорта в пункты пропуска, перемещение на прибалтийском направлении водителями большегрузов дизельного топлива в баках. Это также попытки перевозки через границу из нашей страны, особенно на польском направлении, жителями приграничья дизеля в легковушках, сигарет. Сталкиваться приходится и с неритмичным пропуском через границу транспорта контрольными службами сопредельной стороны, массовым сезонным выездом за границу на оздоровление и отдых летом или во время рождественских и новогодних праздников, каникул, в период торговых акций или распродаж, спортивных, музыкальных и иных мероприятий.

Конечно, мы со своей стороны максимально пытаемся сократить время нахождения законопослушного гражданина на границе. Принимаем всесторонние меры оперативного реагирования, в том числе по увеличению числа сотрудников в пунктах пропуска. Вместе с тем данные возможности ограничены численностью подразделений пограничного контроля и имеющейся инфраструктурой отдельных пунктов пропуска.

Чтобы не допускать необоснованных задержек транспорта на границе, должностные лица Госпогранкомитета ведут мониторинг функционирования пунктов пропуска. В том числе контролируется соблюдение установленных показателей пропускной способности. Также принимаются меры оперативного информирования о складывающейся обстановке компетентных служб сопредельной стороны. Кроме того, Госпогранкомитет размещает на своем интернет-портале актуальную информацию об очередях.

- Поможет ли решить проблему перевод еще ряда пунктов упрощенного пропуска в статус международных? Или только модернизация погранпереходов кардинально решит проблему?

- Да, мы рассматриваем увеличение количества международных пунктов пропуска на белорусско-литовской границе как одну из возможных мер по уменьшению очередей. С этой целью Госпогранкомитет и Государственный таможенный комитет совместно с литовской стороной прорабатывают возможность изменения статуса пунктов упрощенного пропуска "Видзы" ("Твярячюс"), "Мольдевичи" ("Адутишкис"), "Дотишки" ("Эйшишкес") и "Поречье" ("Латежярис"). Напомню, что уже с февраля 2017 года пункт упрощенного пропуска "Лоша" ("Шумскас") работает в статусе международного, что в какой-то мере позволило нам разгрузить "Каменный Лог" и перераспределить поток на этом популярном направлении.

Кроме того, для увеличения пропускной способности автодорожных пунктов пропуска Госпогранкомитет принимает активное участие в реконструкции. Так, уже завершена реконструкция основных пунктов на границе с Латвией, Литвой и Польшей. Сейчас идет работа в "Урбанах" на границе с Латвией, "Брузгах" на белорусско-польском участке, "Верхнем Теребежове" на границе с Украиной. В ближайших планах - начало реконструкции пункта пропуска "Каменный Лог".

Либерализация законодательства, демаркация границы с Украиной и международное сотрудничество

- Главой государства подписаны законы по вопросам обеспечения пограничной безопасности. Как заявлялось, многое сделано для либерализации посещения погранзоны белорусами и иностранцами. Не пострадает ли от этих нововведений безопасность наших рубежей? Куда направят ресурсы, высвободившиеся после передачи части функций таможенным органам? Какая работа будет проводиться в дальнейшем в вопросах совершенствования законодательства?

- При обеспечении пограничной безопасности важно соблюсти баланс интересов личности, общества и государства. Поэтому был значительно расширен перечень документов, по которым граждане Беларуси вправе находиться в пограничной зоне. До настоящего времени это разрешалось только при наличии паспорта. Однако данная норма создавала неудобства, в первую очередь для жителей приграничья. Согласитесь, не всегда удобно носить при себе и предъявлять для проверки паспорт. Теперь же при проверке кроме паспорта белорусский гражданин вправе предъявлять военный билет, водительское или служебное удостоверение.

Для иностранцев значительно упрощен транзитный проезд - они получили законное право без получения пропусков ездить в санатории, дома отдыха, посещать объекты придорожного сервиса в погранзоне.

Я абсолютно уверен, что данные изменения будут положительно восприняты людьми, а также иностранными гостями и не окажут существенного влияния на безопасность наших границ.

Говоря о передаче части функций пограничной службы таможенным органам, на первом этапе они уже переданы таможне на железнодорожных станциях Молодечно и Полоцк в отношении грузовых поездов, а также в пункте пропуска "Козловичи". При этом нам удалось высвободить в органах пограничной службы более 100 должностей. Освободившиеся сотрудники направлены в подразделения, непосредственно охраняющие государственную границу, а также в Национальный аэропорт Минск. Это будет способствовать сокращению времени прохождения пограничного и иных видов контроля, в том числе в период II Европейских игр. Далее передачу функций таможенным органам планируется осуществить в автодорожных пунктах пропуска, это коснется водителей грузовиков.

Что касается совершенствования законодательства, новые изменения только недавно вступили в силу. В течение этого года, а может быть и следующего, мы будем внимательно анализировать, как на практике применяется закон, какие проблемные вопросы возникают. С учетом этой работы мы и будем делать выводы: в каком направлении двигаться дальше, какие вопросы следует еще подрегулировать. Повторюсь, в данном вопросе важно соблюсти баланс интересов: с одной стороны, это человек со своими нуждами и интересами, а с другой - государство, которое должно обеспечить безопасность общества и стабильность его развития.

- Продолжается работа по демаркации белорусско-украинского участка государственной границы. Все ли запланированное удалось выполнить в минувшем году? Насколько масштабные планы на этот год, какие будут особенности? Будет ли привлекаться международная помощь на эти цели?

- По плану демаркации белорусско-украинской государственной границы на 2018 год, основные усилия нами были сосредоточены на вынесении границы с карты на местность. За год совместно с украинской стороной обозначено более 380 км. Таким образом, основные мероприятия плана выполнены в полном объеме. В 2019 году запланировано вынесение на местность 84 км границы и установка около 400 пограничных знаков. Также достигнута договоренность о начале с 20 марта практических работ в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС.

Госпогранкомитетом совместно с представительством МОМ в Беларуси и посольством Беларуси в Бельгии в 2017-2018 годах готовился к реализации проект международной технической помощи по демаркации белорусско-украинской границы. В декабре 2018 года подписан контракт на его реализацию. В текущем году мы планируем начать практическую работу. Общий объем финансирования в интересах органов пограничной службы составит 1,6 млн евро. Срок реализации - 3 года.

- Насколько плодотворным был ушедший год в области развития международного сотрудничества, какие проекты обрели реальное содержание? Что планируется к запуску в 2019 году?

- Хочу отметить, что Госпогранкомитет выстраивает взвешенную многовекторную политику международного сотрудничества. В прошедшем году мы продолжили развитие конструктивных взаимовыгодных отношений, которые можно назвать успешными. Сотрудничаем с Пограничной службой ФСБ России в рамках Пограничного комитета Союзного государства, пограничными службами сопредельных и иных стран. В числе партнеров и международные пограничные организации - Совет командующих Пограничными войсками СНГ, Европейское агентство пограничной и береговой охраны "Фронтекс", представительства Европейской комиссии, МОМ, ПРООН, УВКБ ООН в Беларуси. Для реализации международных обязательств нашей страны по пограничным вопросам взаимодействие осуществлялось на уровне, обеспечивающем решение поставленных задач. Все пограничные инциденты были своевременно урегулированы с учетом национальных интересов белорусского государства.

В 2018 году нами начата реализация союзной программы "Совершенствование пограничной безопасности Союзного государства" на 2017-2021 годы. Она направлена на обустройство белорусско-украинского участка границы и предусматривает строительство двух комплексов пограничных застав, четырех общежитий, двух интегрированных систем охранной сигнализации и видеонаблюдения, а также укомплектование подразделений автомобильной и инженерной техникой, БЛА, современными средствами связи.

При реализации проектов международной технической помощи, экспорте образовательных услуг, оказании безвозмездной спонсорской помощи Госпогранкомитетом освоено более $2,6 млн. Все эти средства направлены не только на повышение эффективности охраны государственной границы нашего государства, но и в целом на обеспечение безопасности в регионе. Хочу подчеркнуть, что вся полученная в рамках международных проектов техника используется строго по назначению, обеспечивая выполнение задач по охране границы.

Говоря о перспективных проектах, хотел бы отметить, что в результате нашей совместной работы с ведомствами Европейского союза и США, а также международными организациями в текущем году планируется начать работу по оборудованию системами контроля участка границы в зоне Полесского государственного радиационно-экологического заповедника на сумму $1,5 млн. Также в планах проект по повышению эффективности противодействия перемещению легкого стрелкового оружия и боеприпасов через границу на сумма $2 млн. Работа будет касаться и подготовки пограничных ведомств Беларуси и Латвии к проведению чемпионата мира по хоккею в 2021 году. Будут создаваться контактные пункты в аэропортах и территориальных органах погранслужбы на общей границе.

Вдоль всей границы Беларуси с Литвой планируем создание волоконно-оптической системы связи по проекту стоимостью 3,3 млн евро, а на польском направлении - оснащение подразделений границы комплектами оптико-волоконной сигнализационной системы периметровой охраны, автомобилями и иной техникой на сумму 900 тыс. евро. Также будут реализовываться иные проекты, связанные с повышением потенциала пограничного ведомства.

Прошедший год считаем довольно успешным в плане взаимоотношений с ведомствами сопредельных и иных иностранных государств, а также международными организациями.

Призыв и контракт в Госпогранкомитете

- В органы пограничной службы в минувшем году было призвано свыше 2 тыс. человек. Какие планы по призыву на 2019 год? Как Вы оцениваете качество призывников, многие ли остаются на контракт?

- Именно военнослужащие срочной службы являются основным ресурсом для комплектования должностей солдат и сержантов в подразделениях границы. Поэтому совместная с военными комиссариатами работа по призыву граждан на срочную военную службу продолжится и в текущем году. Другой вопрос, это наличие призывных ресурсов - молодых людей, которые годны для пограничной службы. Таких, к сожалению, в последнее время становится все меньше. Поэтому с учетом сложившейся ситуации придерживаемся смешанного способа комплектования должностей солдат и сержантов, сочетая как прием граждан на военную службу по контракту, так и призыв.

К слову, в 2018 году мы впервые опробовали призыв на срочную военную службу граждан с высшим образованием, окончивших обучение на военных факультетах и кафедрах по программам подготовки младших командиров. Особенность такова, что эта категория проходит службу только 6 месяцев. Так как весенний призыв всегда имеет существенное отличие от осеннего по количеству призывников, было принято решение в мае призвать 85 таких специалистов, которые с честью выполнили свой воинский долг и уже в ноябре были дома. Подобную практику мы планируем реализовать и весной текущего года.

Что касается качества призывников, то здесь, наверное, надо смотреть в комплексе. Система отбора молодых людей на срочную военную службу, а в дальнейшем система подготовки солдат и сержантов по соответствующим воинским специальностям позволяет иметь на выходе хорошего специалиста, способного выполнять необходимые задачи. Приходит только другое поколение со своими привычками и традициями, сформированными веяниями времени, самой средой и, если хотите, обществом, которые нам приходится учитывать в повседневной деятельности. Таким образом, каждому призывнику мы находим достойную должность в существующих подразделениях, а в дальнейшем готовы продолжить отношения, если солдат или сержант изъявит желание проходить военную службу по контракту. А таких военнослужащих, как показывает практика, достаточно большое количество. Например, только в 2018 году из общего количества в 400 человек, принятых на военную службу по контракту, 195 военнослужащих переведены на контракт во время прохождения срочной военной службы либо сразу по ее окончании.

- Насколько удается за год-полтора подготовить из вчерашних призывников специалиста в охране границы?

- Работа эта строится поэтапно. Сначала все проходят два курса - начальной военной подготовки и инспектора пограничной службы. Этот этап завершается принятием присяги. После готовим уже профильных специалистов - вожатых служебных собак, мастеров технических средств сигнализации, водителей и других. На третьем этапе наиболее подготовленные осваивают программы подготовки инструкторов и младших командиров. Завершается подготовка тогда, когда пограничники совершенствуют свои знания и умения в штатных подразделениях при выполнении боевых задач.

Младших специалистов и младших командиров мы обучаем силами постоянных и временных учебных подразделений. Созданная нами система подготовки получила высокую оценку главы государства во время инспектирования пограничной заставы "Дивин" Пинского погранотряда в июне минувшего года.

Павел ГОРБАЧ,
БЕЛТА.

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси