Национальный центр современных искусств - не просто многофункциональная структура, в которой проводятся выставки и перформансы, театральные представления и кинопоказы, образовательные и детские мероприятия, а место, где рождаются и реализуются творческие идеи, которые развивают и популяризируют отечественное современное искусство в Беларуси и за рубежом. Например, сегодня там работают над проектами для 58-й Венецианской биеннале и ІІ Европейских игр. Корреспондент БЕЛТА посетила дом, где живет современное искусство, и узнала о планах его креативных жителей в беседе с директором центра Сергеем Криштаповичем.
- Сергей Евгеньевич, вы в должности чуть более девяти месяцев. Хватило ли вам этого времени, чтобы вникнуть в специфику работы центра и внести свои коррективы?
- Придя на должность руководителя Национального центра современных искусств, своим приоритетом я видел налаживание постоянного сотрудничества с посольствами. И сегодня могу сказать, что нам удалось установить двустороннюю связь практически со всеми. Со многими даже провели уже совместные проекты - с отделением посольства Финляндии, латвийским и литовским посольствами. На очереди у нас Азербайджан, Узбекистан, Россия. Наладили сотрудничество с Шанхайским музеем современного искусства. Ждем китайские выставки. Подружились с почетным консулом Уругвая. Хочется отметить, что в августе-сентябре прошлого года состоялся большой испано-белорусский выставочный проект "NEFT_Ь & The Root", который инициировал Павел Латушко (работавший тогда в должности посла Беларуси во Франции и Испании. - Прим. БЕЛТА). Выставка была организована в рамках знакового культурного проекта "Беларусь - Испания: шаг навстречу" с участием белорусской художницы Елены Толобовой из Витебска и испанки Аиксы Портеро из Малаги.
Также мы заключили партнерское соглашение о долгосрочном сотрудничестве с Даугавпилсским арт-центром имени Марка Ротко. Провели передвижную выставку "Мы вместе пишем свое будущее", демонстрирующую работы художников из разных стран, созданных в Даугавпилсе во время 14-го Международного симпозиума живописи Mark Rothko 2018. К слову, она уже демонстрировалась в Латвии, Беларуси, а затем отправится в Бельгию.
Одним из самых значимых мероприятий 2018 года стало проведение I Национальной кинопремии Беларуси, которую мы подготовили в очень сжатые сроки, буквально за пару месяцев, но все прошло на высоком уровне. Надеюсь, что и в этом году также будет немало интересных проектов.
Вспоминаю первые месяцы работы - от обилия вопросов и проблем я даже не улыбался, настолько непросто было войти в курс всех дел центра. Но повторюсь, мне виделось, и коллеги меня поддерживают, что развитие международных отношений будет стимулировать культурные процессы в Беларуси. Мы нацелены на проведение многочисленных совместных проектов с зарубежными коллегами, чтобы они приезжали к нам, а затем и мы посещали их страны с ответными культурными визитами.
- 58-я Венецианская биеннале современного искусства пройдет с 11 мая по 24 ноября. Вы были председателем жюри, которое отбирало представителя Беларуси на этом масштабном событии в мире искусства. И так получилось, что победителем стал проект, куратором которого является ваша сотрудница, правда, находящаяся в данный момент в декретном отпуске.
- Это совпадение. Голосование проводилось анонимно - мы не знали, где чей проект. Всего на республиканский конкурс на создание кураторской концепции белорусского павильона на 58-й Венецианской биеннале современного искусства было подано 18 заявок. Среди них были и другие интересные проекты, но они оказались менее яркими. А концепция скульптора Константина Селиханова и арт-критика, историка искусства Ольги Рыбчинской получилась самой выразительной, учитывающей девиз и тему биеннале - May you live in interesting times ("Чтобы ты жил в интересные времена") и отображающей новые оригинальные идеи современного искусства в Беларуси.
Хочу отметить, что у нашего проекта "Выход" есть предпосылки рассчитывать на высшую награду. Представление проекта пройдет в Кастелло - районе Венеции, который находится недалеко от площади Святого Марка. "Выход" состоит из пяти скульптурных обезличенных фигур в человеческий рост, которые отображают узнаваемые, понятные любому зрителю приметы времени и среды проживания. Все фигуры трансформируются в мультимедийные объекты. Например, фигура и неоновая надпись составляют единый модуль. А всего получается пять модулей, из которых складывается инсталляция, позволяющая считать наше послание. Таким образом формируется единое пространство.
Нужно отметить, что над проектом работают не только Константин и Ольга, а и сотрудники центра: Юлия Некрашевич, отвечающая за коммуникацию с пресс-центром Венецианской биеннале, Елена Заяц, помогающая с документацией, и Елена Василевская, являющаяся настоящим ангелом-хранителем Беларуси как участницы Венецианской биеннале с 2005 года. К слову, она - кавалер ордена Звезды Италии.
Но наши творческие планы не реализовались бы без поддержки Министерства культуры. Ранее участие Беларуси в Венецианской биеннале не обходилось без помощи спонсоров, но на этот раз нам не удалось заручиться ей. Поэтому сегодня мы особенно благодарны ведомству, которое предоставило нам необходимую сумму.
- В этом году наша страна примет ІІ Европейские игры. Центр современных искусств не останется в стороне и от этого грандиозного события…
- Да, мы разработали уникальную концепцию международного выставочного проекта "Европейские игры - Европейское искусство", объединяющего выставочную и образовательную программы.
Сначала Белорусский союз художников в апреле-июне проведет выставки современного отечественного искусства в регионах страны в поддержку ІІ Европейских игр по маршруту эстафеты "Пламя мира".
Всем странам - участницам игр мы отправили приглашение принять участие в выставке "Спорт - это высокое искусство" с 6 по 30 июня, которая включает в себя экспозицию архивного фото и современных фотографических проектов, плакатов, видеоматериалов, скульптурных объектов, документацию перформативных практик, исследующих тему спорта в широком культурологическом, историческом и социальном контексте. Отправной точкой экспозиции станет коллекция архивных фотографий и киноматериалов из собрания Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов, иллюстрирующих особенности культуры спортивного тела в советский период. Фотографии и кинокадры соревнований, всесоюзных спартакиад, спортивных парадов, тренировок, портреты выдающихся спортсменов того времени являются документами целой эпохи, когда культ здорового, сильного тела ассоциировался с молодостью и силой страны, а массовое увлечение спортом было частью глобального процесса воспитания "человека будущего". Важной частью экспозиции также станут работы представителей современной школы спортивной репортажной фотографии.
В нашем центре современного искусства на пр. Независимости, 47 в июне-сентябре проведем выставку "Казимир Малевич и ХХІ век", где представим работы около 30 белорусских художников, которые развивают традицию и философию Малевича. Кроме того, у нас будут работать дискуссионные площадки, круглые столы, лекции и мастер-классы. Мы надеемся, что наш проект "Европейские игры - Европейское искусство" будет по достоинству оценен как жителями, так и гостями столицы.
- В прошлом году вы говорили, что планируете расширить площадь и штат Национального центра современных искусств. Удалось ли это реализовать?
- Я тогда высказал свое пожелание, мечту, и слова были сказаны, наверное, в удачный момент, они начали осуществляться. К 10 марта мы должны представить министру культуры новое штатное расписание и смету ремонта новых выставочных пространств, которые город передаст нам в конце 2019 года для расширения центра. Сегодня идет процесс по оформлению всех документов.
- Вы известный художник, творческая личность, легко ли быть директором, решать вопросы административного характера?
- Я благодарен своим помощникам - заместителям по общим вопросам и по творческой работе Александру Исакову и Олесе Иноземцевой, а также всем сотрудникам центра, которые помогают мне вести административные вопросы. И я очень рад, что оказался в этих стенах. Михаил Савицкий трижды предлагал мне поработать с ним, но лишь в 2018 году я пришел в центр, основанный им.
Та высокая планка, которая когда-то была заявлена искусством советским, не позволяет современному белорусскому искусству блуждать в поисках, а направляет на путь авангарда, который был сформулирован у нас. Ведь это мы создали предпосылки для возникновения такого мирового искусства, поэтому должны двигаться только вперед.
На мой взгляд, культура - это масштабная бизнес-индустрия, и современное искусство являет собой большой экономический потенциал для пополнения государственного бюджета. Нужно так выстраивать рекламу и работу современного искусства, чтобы туристы, собираясь побывать в Беларуси, стремились посетить и наши выставки. Буду очень рад, если через годы Минск по праву станет центром современного искусства Европы. Но для этого необходимо проделать большую работу не только нашему центру, но и всем культурным институциям страны.
Ольга АНТОНЕНКОВА,
БЕЛТА.