Октябрьский саммит БРИКС в Казани приковал внимание всего мира. Он стал значимым событием и для нашей страны - Беларусь стала партнером этого международного объединения. В планах на будущее - стать полноправным членом организации. Почему мы стремимся в БРИКС и что это даст нашей стране? Чего уже достигло это объединение и какие перспективы открываются перед странами-участницами? На эти и другие темы порассуждала в беседе с корреспондентом БЕЛТА экономический эксперт, старший научный сотрудник ОАО "Гипросвязь" Юлия Абухович.
- Каков на данный момент статус БРИКС и его роль в глобальной экономике? И какие прогнозы можно дать на будущее?
- Повышенный интерес к состоявшемуся в октябре саммиту БРИКС неслучайный: в мероприятии приняли участие представители свыше 30 стран, многие делегации были на уровне глав государств. Также Казань посетили руководители шести международных организаций, включая генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Масштаб события определяется не только количеством участников, важнее практическое взаимодействие государств из разных частей мира, которое происходит за пределами порядка, установленного США, Великобританией и ЕС при формировании современной системы международных отношений. На наших глазах идет процесс трансформации этой системы, становится очевидным, что способность западных стран определять все мировые дела быстро уходит. Сам по себе Запад не становится слабее, но страны, которые к нему не относятся, тоже обладают волей к жизни и стремлением развиваться, делать это без постоянной оглядки на западное мнение.
БРИКС сегодня воспринимается как реальная альтернатива западноцентричному миру. Он не антизападный. Но все вместе страны этого объединения образуют пространство свободного развития. Оно менее устроенное и отрегулированное, чем западная экономическая система, однако более открытое и справедливое.
К слову, даже такое скромное обозначение БРИКС как "объединение" стоит применять с пониманием, что речь идет не о международном институте или блоке. Сегодняшний БРИКС - это скорее среда взаимодействия стран, для которых важно сохранение их суверенитета. По-видимому, именно это объясняет, как собрались вместе такие разные страны. Можно прогнозировать дальнейшее расширение БРИКС как раз за счет стран, которые хотят больше суверенитета. Не таким уж фантастическим выглядит возможное присоединение к БРИКС западноевропейских стран, например, Германии, о чем пишут немецкие СМИ.
В целом, в западной прессе оценки БРИКС преимущественно негативные. Его упрекают в антизападной направленности, но игнорируют тот факт, что угрозы суверенитету этих стран идут как раз с Запада. Многообразие стран БРИКС также относят к недостаткам, поскольку оно может мешать достигать консенсуса. Впрочем, проступает на Западе и встревоженность из-за появления соперника за позиции в меняющемся мире. С критической статьей недавно выступил тот самый Джим О`Нил, который придумал когда-то броское название классу инвестиционных активов. А сегодня слово "БРИКС" стало символом стремления к миропорядку с более широким и справедливым представительством.
- Беларусь стала партнером в БРИКС. В будущем наша страна рассчитывает присоединиться к этой организации. Какие перспективы это открывает перед Беларусью с политической и экономической точки зрения?
- Получение Беларусью статуса государства - партнера БРИКС подтверждает последовательность и успешность внешней политики нашей страны, в частности, ее многостороннего формата. В этом году произошло еще одно важное событие - повышение уровня участия в Шанхайской организации сотрудничества до полного членства. С 2010 года Беларусь участвовала в ШОС в статусе партнера по диалогу, а с 2015 года - в статусе наблюдателя. Партнерство в БРИКС - это первый шаг к будущему приобретению всех прав и обязанностей государства - члена объединения.
Разница между полным и ограниченным членством в таком объединении, как БРИКС, не очень существенная: партнеры не несут всех издержек по обеспечению функционирования группы, но одновременно не имеют возможности голосовать. Впрочем, учитывая мягкий, необязывающий формат работы сегодняшнего БРИКС, невозможность голосовать - незначительное ограничение для участвующих в нем государств. Все государства-участники свободны в своем взаимодействии друг с другом по всем вопросам, представляющим для них интерес.
Важно, что в БРИКС вовлекается все больше государств мира. Саммит в Казани, собравший широкий круг участников, продемонстрировал, что западная политика имеет ограниченный эффект, что изолировать Россию не удалось, а ведь это была попытка изолировать и Беларусь. Страны - участницы БРИКС, включая очень большие страны, - это политическая и экономическая страховка Беларуси, которая действует уже сегодня.
В перспективе работа со странами-партнерами по БРИКС будет для Беларуси продолжением той внешнеполитической и внешнеэкономической практики, которую она успешно осуществляет по всему миру в последние годы. Пока БРИКС не оформился институционально и не построил механизмы коллективной работы, от него трудно ожидать более результативных многосторонних мероприятий, чем встречи представителей государств-участников, о чем, кстати, говорил и Президент Беларуси.
Значит, основной упор предстоит делать на развитие ориентированных на конкретные экономические проекты двусторонних связей. В этом плане участие в БРИКС сродни получению знака качества - принадлежности к кругу государств-единомышленников. Такое взаимное восприятие повышает доверие государств друг к другу и способствует их эффективному сотрудничеству. В своем сегодняшнем "нечетком" формате БРИКС дает возможность экспериментировать с разными механизмами сотрудничества. А со стороны каждого государства требуется больше прагматики и более глубокое понимание положения стран-партнеров, изучение их, активная работа с будущими элитами друг друга. Одной из первоочередных задач, стоящих перед Беларусью в контексте вступления в БРИКС, является подготовка специалистов по этим странам и расширение обучения граждан государств-партнеров в белорусских университетах и образовательных центрах.
- Сейчас идут разговоры о создании единой финансовой системы БРИКС. Много обсуждений о создании своего механизма взаиморасчетов, уходе от долларовой системы и большем использовании национальных валют. Как вы оцениваете эти процессы?
- Отношения Запада с остальными странами в финансовой сфере в последнее время переросли в военные действия: он конфисковал процентные доходы с замороженных активов Центрального банка России, угрожает вторичными санкциями всем, кто проводит расчеты с нами, и в общем превратил финансовую систему в оружие. Это вызывает глубокое беспокойство в незападном мире и все большее число государств интересуются альтернативными, бездолларовыми механизмами платежей. Казанская декларация сформулирована осторожно: в ней не отвергается западный мир, признается важная роль существующих международных финансовых организаций и аккуратно говорится о необходимости реформы Бреттон-Вудской системы. Даже представители России, одного из самых настроенных на дедолларизацию государств, специально подчеркивали, что ничего параллельного SWIFT создаваться не будет.
На сегодня более 60% взаиморасчетов между государствами - участниками БРИКС осуществляется в национальных валютах. Таким образом, есть основа для формирования альтернативной финансово-расчетной реальности - создания системы взаиморасчетов не в долларах. Но не все готовы к революционной смене привычного международного финансового уклада. Возможное введение новой "синтетической" валюты БРИКС маловероятно, так как не соответствует интересам Китая, чья валюта сейчас занимает наибольшую долю в расчетах в национальных валютах. Одновременно часть стран опасается попасть в зависимость от Китая, в случае если после их отказа от доллара основной расчетной и резервной валютой станет китайский юань. Индия вообще против дедолларизации.
В целом достижения БРИКС в области финансов и инвестиций пока скромные. Механизм обеспечения взаимных расчетов его участников будет, по-видимому, основываться на открытии двумя центральными банками своп-линий в национальных валютах с ориентацией на их курсы к доллару США. В чуть более отдаленной перспективе (это может случиться раньше, чем ожидается, так как процессы в мире в последнее время протекают очень быстро) в БРИКС появится платформа для проведения трансграничных платежей с использованием цифровых валют центральных банков. На саммите в Казани президент России предложил создать систему BRICS Bridge, основанную на технологии, сравнимой с mBridge, с 2017 года разрабатываемой Банком международных расчетов совместно с центральными банками Китая, Гонконга, ОАЭ и Таиланда. В прошлом году была анонсирована готовность этой платежной системы к расчетам в цифровом юане.
- Глава государства провел на полях саммита ряд знаковых встреч, в том числе с генеральным секретарем ООН, президентами Ирана, Венесуэлы, Лаоса, премьер-министрами Эфиопии, Вьетнама. Какие перспективы у нас на этих рынках? Какое значение имеют эти встречи как для расширения поставок белорусских товаров, производственной кооперации, так и для повышения статуса нашей страны на международной арене?
- Двусторонние встречи главы государства на прошедшем саммите свидетельствуют о продолжающемся повышении международного статуса Беларуси. Так, беседа с генеральным секретарем Организации Объединенных Наций, случись она в нью-йоркской штаб-квартире, была бы одной из возможных 190 встреч этого руководителя с представителем государства - члена ООН, на саммите БРИКС - уже одна из 30. Более узкий, а стало быть более эксклюзивный круг участников таких мероприятий делает более заметной и важной каждую встречу.
Формат БРИКС предоставляет своим участникам возможность обсудить любые, в том числе самые острые двусторонние вопросы, учитывая наличие разногласий между странами, включая пары Иран - ОАЭ и Египет - Эфиопия. Индийско-китайские отношения после четырехлетнего пограничного противостояния вошли в фазу разрядки по итогам встреч между премьер-министром Индии и председателем КНР. Для стран, которые не имеют богатой истории сотрудничества, БРИКС является местом для быстрого и лучшего узнавания друг друга, демонстрации готовности к взаимовыгодным отношениям, начала предметного разговора о взаимодействии.
Для Беларуси большинство стран БРИКС - это старые знакомые. У нашей страны с ними нет конфликтов, а неполная реализация потенциала сотрудничества объясняется объективными причинами: географической разбросанностью, сложностями с логистикой и расчетами, кризисными явлениями в мировой политической и экономической системе. Регулярные встречи в рамках БРИКС дополнительно подталкивают наши страны к поиску способов преодоления существующих препятствий для взаимовыгодного сотрудничества. Для Беларуси в отношениях с другими странами БРИКС нет нерешаемых проблем. Увеличение товарооборота и объемов торговли услугами, информационных и культурных обменов, развитие производственных схем и цепочек лишь вопрос времени.
У Беларуси есть компетенция и опыт в различных областях знаний и деятельности: от решения продовольственной проблемы, в чем уже убедились многие страны Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, до исследования и использования космического пространства. Об этом в своем выступлении на саммите в Казани говорил наш Президент. Мы пришли в БРИКС не с пустыми руками, дружественные государства заинтересованы в отношениях с нами, заработать на этом можно, и это будет честная сделка.
- В октябре премьер-министр Беларуси Роман Головченко принял участие в заседании Совета глав правительств государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. Для Беларуси это заседание было особенным - первым в статусе полноправного члена организации. Какие преимущества дает Беларуси членство в ШОС? Упростит ли оно процесс присоединения нашей страны к БРИКС?
- Как и страны БРИКС, страны ШОС нам хорошо знакомы: во многом это одни и те же государства. Это традиционные для Беларуси рынки, в сумме на них сегодня приходится почти три четверти белорусского экспорта. Самое развитое сотрудничество установилось с Россией, вместе с ней мы создаем объединенную экономику двух стран-союзниц. С другими странами - членами организации сотрудничество имеет преимущественно торговый характер, и вовлечение их в более сложное экономическое взаимодействие становится для Беларуси сравнительно новой задачей. Решаться она может параллельно в рамках ШОС и БРИКС, поэтому статус нашей страны в обоих объединениях объективно постепенно выравняется.
Вступление мировой экономики в период нарастающей разобщенности и фрагментации угрожает национальным интересам большинства стран мира, в особенности некрупных. Для осуществления своих экономических потребностей они все меньше могут полагаться на глобальный рынок, им приходится объединяться в блоки с близкими странами. Беларусь своевременно подготовилась к такому положению дел, приняв участие в создании экономического союза - ЕАЭС и региональной организации универсальной компетенции - СНГ. Приобретя статус полного члена ШОС, наша страна основательно утверждается в одном из самых больших межгосударственных объединений - не просто континентального, а даже субглобального масштаба.
Собравшись в рамках ШОС, десять достаточно разнородных стран формируют жизнеспособный макрорегион, в котором достаточно ресурсных, научно-технических, производственных мощностей для благополучного развития этих стран во все более нестабильном мире. Решения, принимаемые в ШОС, имеют большое, без преувеличения, жизненное значение для безопасности и процветания стран-членов. Поэтому важно иметь право голоса при обсуждении вопросов функционирования организации, выработке ее политики, принятии конкретных мер. С этого года такое право Беларусь имеет.
Рост активности Беларуси в мире, ускоряющееся сближение со странами, имеющими схожие взгляды на проблемы суверенитета, безопасности, развития, участие в работе международных объединений - все это является важнейшим средством защиты национальных интересов нашей страны.
Валерия ГАВРИЛОВА,
БЕЛТА