Имя белорусской оперной дивы Надежды Кучер хорошо известно любителям классики. Дважды лауреат премии "Золотая маска", обладатель Гран-при одного из самых престижных конкурсов вокалистов в Хертогенбосе в Нидерландах, ну и, конечно, обладатель громкого титула "Певица мира". Надежда получила его в Кардиффе в 2015 году и вместе с этим вышла на новый уровень неуспокоенности. Речь не о конкурсах. Просто теперь Надежда настолько погрузилась в работу, что, как призналась артистка в беседе с корреспондентом БЕЛТА, впору приводить сравнение с болезнью.
- Надежда, чтобы прийти к пониманию оперного искусства, должно что-то случиться. В вашей жизни был какой-то толчок, чье-то творчество оказало влияние?
- Нет, не было подобного. Несмотря на то, что я солировала в хоре с 10 до 17 лет, кроме моего педагога Валерия Яковлевича Садовина никто не видел во мне классическую певицу. Даже я сама. Во время учебы была клавишницей и вокалисткой в рок-группе. Но продержалась там недолго, пару лет. А на третьем курсе учебы в училище произошло знакомство с русской оперой, и что-то меня зацепило. Возникло просто неодолимое желание это исполнять, с тех пор и заболела. Сначала по-хорошему, сейчас же эта болезнь уже разрослась, прогрессирует, и спасения от нее просто нет. Это выражается в полном поглощении. Ни о чем, кроме работы, думать не могу, даже если в отпуске, что иногда бывает. Сознание все время занято только музыкой.
- Это как у журналистов - ни дня без строчки, так у вас - ни дня без песни?
- Я могу не петь, дело не в этом. Наоборот, я даже мало пою, период фанатичных занятий прошел. Но происходит постоянная мысленная работа. Могу ничего не делать, а просто сесть и зависнуть в состоянии обдумывания чего-то на достаточно долгое время. Будто в голове у меня компьютер, который перелистывает файлы, сортирует. Идет пролистывание партитуры, выучка материала, и все это постоянно звучит. Самое неприятное, что с этим очень трудно совладать и переключиться на что-то другое, связанное с чтением, например. Не могу читать художественную литературу, воспринимаю только научную информацию, где есть факты, конкретика, иное проходит мимо меня, не задерживается.
И с фильмами также. Я ведь страшная киноманка. Но смотрю в основном документалистику и картины, основанные на реальных событиях, снятые хорошими режиссерами с хорошим актерским составом. Вымышленный сюжет приемлю, если только это сочетается с очень талантливой актерской игрой, поскольку постоянно учусь этому. Учусь у коллег, более опытных певцов. А если повезет нарваться на драматического режиссера - вообще удача, можно не уходить с репетиций, только брать и накапливать. Поскольку нет возможности получить актерское профессиональное образование из-за постоянных разъездов, то просто стараюсь, где только можно, выжимать.
- Надежда, чувствуется в вас такой максималист. Что раздражает на сцене?
- Я перфекционистка, это правда. Больше всего меня раздражает, когда люди работают вполсилы, когда не несут ответственности за то, что делают. Человек, считаю, обязан делать свою работу максимально хорошо. Поэтому, когда знаю, что результат может быть много лучше, но из-за несобранности, безответственности все совсем не так, - со мной очень тяжело. Не могу позволить расслабиться ни себе, ни другим, потому что, если дашь слабину один раз, это войдет в систему. И отсюда потеря качества, получается халтура. А она непозволительна в нашем деле.
Ведь в чем смысл деятельности людей искусства? Они несут определенную информацию зрителю. И она должна быть достаточно емкой, такой, чтобы оказать влияние на слушателя, зрителя. Поэтому артист не имеет права выходить неподготовленным, иначе получается, что он лжет. Ведь публика, которая принимает человека на сцене как авторитет, уверена, что он прав, что он эталон. Поэтому когда я прихожу в зал и вижу, что на сцене кто-то явно занимается обманом, в случае возможности встать и уйти - ухожу. Но бывает, приходится досиживать, и это превращается тогда в такую каторгу. Начинаю слепнуть, глохнуть, настолько болезненно воспринимаю.
- После конкурса в Кардиффе для вас, как победительницы, было специально написано произведение.
- Джон Ланн написал очень красивую музыку. Но поскольку он пишет музыку к кино, это наложило отпечаток. Это был его первый опыт написания произведения для академического исполнителя, а потому, опасаясь, чтобы пение не переходило в крик, он написал его в низкой для меня тесситуре. По моей просьбе доработал произведение, поднял на квинту, но все равно осталось очень средне: для записи в студии, в микрофон эта композиция хороша, но при исполнении на сцене оперным певцом она не выигрышная. Вдобавок очень красивый староанглийский текст (композиция написана на фрагмент текста из новеллы Шарлотты Бронте "Вилетт") и для восприятия английским слушателем непрост, что же говорить обо мне, не англичанке, чтобы суметь стопроцентно передать эмоции произведения? Просто отточить идеальное английское произношение - этого мало. Но композитор остался доволен, организаторы тоже, чего не могу сказать о себе.
- А что вы любите исполнять?
- Французскую музыку очень люблю. В ней такое изобилие той, которая написана для моего голоса. Хочется петь и одно, и другое, бесконечное количество наикрасивейшей музыки, прекрасный набор героинь для меня. Никак не возьмусь за "Гамлета", там совершенно потрясающая сцена Офелии. А Таис вообще - моя мечта номер один. Но эта опера нынче раритет. Итальянская музыка мне тоже нравится. И русскую оперу очень люблю, но там скромнее репертуар для меня. Меньше всего работаю с немецким оперным репертуаром.
- На сцене в Минске на открытии Рождественского оперного форума зритель вас увидит в "Волшебной флейте". Роль Царицы ночи исполните впервые?
- Да, прежде я ее не исполняла, это дебют. Роль мне очень интересна, она значительная, я готовилась около полугода и рада представить зрителю.
- Год назад вы выступали в белорусском Большом театре в "Царской невесте". Недавно был ваш концерт с симфоническим оркестром Белтелерадиокомпании. Ожидать ли белорусскому зрителю новых проектов с вашим участием?
- Думаю, это не последнее мое выступление в Минске. В Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси довольно широкий репертуар, интересный мне, много шире, чем в Пермском театре оперы и балета, где я работаю шесть сезонов. С руководством Большого мы разговаривали о возможных проектах, пока объявлять о них рано, процесс обсуждения не закончен.
- Надежда, наверное, победа на конкурсе "Певец мира" на вашу жизнь существенно повлияла?
- Принципиально это никак не отразилось. Разве что внимания журналистов стало больше. Мой гастрольный график всегда был плотным с тех пор, как я победила в Голландии.
- А попробовать себя в современной музыке не планируете?
- Не представляю себя в современной музыке. У меня был опыт исполнения современного сочинения - это опера "Медеяматериал" Паскаля Дюсапена. Это был лишь эксперимент с моей стороны, пусть и довольно успешный, но пока предпочитаю оставаться в классическом репертуаре.
Уверена, никогда не буду являться продуктом продюсерского бизнеса. Не стремлюсь всем нравиться, такое и невозможно. Но как посредник между композитором и слушателем стараюсь донести произведение до зрителя максимально.
Жанна КОТЛЯРОВА,
БЕЛТА.