Любые избирательные кампании - дело неизменно волнительное и затратное. И хотя, казалось бы, не так давно мы отдавали голоса в пользу потенциальных депутатов Палаты представителей, не за горами и выборы в местные Советы 28-го созыва. Председатель Центризбиркома Беларуси Лидия Ермошина в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала о подготовке к этой электоральной кампании, а также ответила на вопросы, касающиеся ближайших выборов Президента и в парламент.
- Лидия Михайловна, на днях я заглянула в календарь выборов и референдумов и была немало удивлена: оказывается, в 2020 году в нашей стране по срокам почти полностью совпадают президентские и парламентские выборы. Только выборы на высший государственный пост должны состояться не позднее 30 августа, а выборы в Палату представителей - не позднее 10 сентября. Можно ли предполагать, что через пару лет нас ожидают совмещенные кампании?
- Я не думаю, что эти выборы совместят. Скорее всего, когда придет время, будет принято соответствующее политическое решение и какую-то избирательную кампанию перенесут на более ранний срок. А уж какую - об этом должны договориться глава государства и парламент. Проводить выборы раньше можно, позже - нельзя. Поэтому да, там действительно все практически полностью совпадает. Президентская кампания связана сроками проведения последней инаугурации, парламентская - сроками проведения первой установочной сессии.
- Если предположить, что сроки проведения одной из кампаний будут перенесены, она все равно пройдет в 2020 году?
- Не факт. Может быть, обе кампании будут проведены в один и тот же год, но нельзя исключать и более ранее проведение одной из них. Я думаю, это было бы очень тяжело - провести две кампании подряд, перманентно. Получается для страны шесть тяжелых месяцев. Наверное, было бы разумнее делать выборы, например, осенью 2019 года.
- Выборы в парламент?
- Одни из них.
- А если все же совместить?
- Они будут перебивать друг друга. Где-то выборы совместные и проводятся, но, как правило, после каких-то потрясений и революций. В обычной жизни - нет.
Могу сказать, что в нашем случае все будет зависеть от очень многих факторов - и от международной обстановки, и от экономического положения. Плюс будет подготовлена серьезная политическая аналитика, проведут исследования. Пока слишком рано об этом говорить.
- Вы недавно принимали участие в международной конференции в Румынии, где говорилось об использовании современных технологий в избирательном процессе. Что интересного мы можем почерпнуть в этом плане из зарубежного опыта?
- Конференция была посвящена вопросам электронного голосования, использования искусственного интеллекта при проведении выборов. Например, речь шла о стационарных установках для голосования, где люди голосуют нажатием кнопок, а также об электронных урнах, которые Россия называет КОИБами. В урны опускают бумажный носитель, и они сами считывают при помощи сканера результат. Это более-менее надежно, потому что в конце концов как доказательство остается бумажный результат. Есть еще ряд стран, которые изобрели свои собственные несложные машинки для голосования. Но в целом для нас это неактуально.
- Введение голосования по электронной почте в Беларуси по-прежнему не обсуждается?
- Не обсуждается. Иногда звучат мнения, что у нас люди не хотят ходить на выборы, явка низкая, но они вполне могли бы проголосовать из дома, сидя на диване. Сразу же могу сказать: все исследования, которые проводились в мире по поводу повышения явки избирателей, доказывают, что явка все же выше там, где избиратели должны прийти на участок для голосования. Те, кто собирался проголосовать "дома на диване", часто забывают сделать и это.
- Недавно прочитала, что в России во избежание двойного голосования предложили ставить в паспорт штампики. Насколько я помню, у нас этот вариант тоже когда-то рассматривался.
- Штампики в паспорт ставят в Латвии. Это значит, что не нужно составлять списки избирателей, а избиратель, находясь в любой точке страны, вправе зайти в любой участок и проголосовать. Но такая форма может быть введена только там, где вся страна представляет собой один избирательный округ. Если же предположить, что идет парламентская кампания, а человек приехал в Минск на праздники, хотя на самом деле проживает в Бобруйске? Депутат, за которого он может проголосовать в Минске, не будет представлять его интересы, избиратель в будущем даже не сможет к нему прийти на прием. Поэтому если мы говорим о выборах Президента или проведении референдума, в принципе такое возможно (ставить в паспорт отметку о голосовании. - Прим. БЕЛТА). Но опять-таки здесь много минусов. С одной стороны, это гарантии для избирателей. С другой стороны, избиратель не получит приглашения, ему его просто не направят, потому что списки составляться не будут. Следовательно, он не получит в почтовый ящик тот информационный материал, который мы обычно распространяем о кандидатах. В таком случае избиратель не будет оповещен, и мы в значительной степени ликвидируем такое важное требование избирательной процедуры, как информированность избирателя, чтобы у него была возможность сделать осознанный выбор. Ну какой может быть осознанный выбор, если человек вообще не знает, за кого он может отдать голос?
- Когда у нас появится электронная база избирателей?
- Этот вопрос обсуждается. В принципе, в дальнейшем в Беларуси имеет перспективу составление единого электронного регистра избирателей. Сейчас, как вы знаете, у нас списки пишутся по каждому участку для голосования. А база будет составляться на основе регистра населения. Списки все равно будут выверяться, будут направляться приглашения прийти на участок. Но когда избиратель придет голосовать, через компьютер можно будет проверить, не проголосовал ли он где-нибудь в другом месте, и таким образом исключить двойное голосование. Хотя, в общем-то, этот момент несущественный. Просто списки станут более достоверными, не будет мертвых душ.
- Недавно в России был случай, что человек проголосовал на выборах досрочно, а потом пришел голосовать в основной день. Когда ему задали соответствующий вопрос, он сказал, что ранее голосовал не он. Когда же выяснилось, что это был тот же самый избиратель, он ответил, что просто забыл. А потом вообще сбежал с участка...
- Это, конечно, была провокация, я думаю, это специально было осуществлено. Но вред от подобных случаев сильно преувеличен, таких провокаторов очень мало, можно сказать, единицы.
- Ближайшее электоральное событие для белорусов - выборы в местные Советы депутатов. Предварительная дата проведения - 18 февраля 2018 года, ее предложил Центризбирком, окончательное решение примет Президент. Как ведется подготовка к выборам в местные Советы депутатов?
- Мы будем отстаивать именно эту дату, потому что более ранний период совпадет с каникулярным студенческим временем.
Пока подготовка носит методический характер, в том числе мы поставили задачи перед нашими местными властями. Многие из них уже подобные решения приняли, кто-то еще будет принимать - они не позднее 22 октября должны провести сессии местных Советов везде, начиная от области и города Минска и заканчивая сельскими и поселковыми Советами. Прежде всего, чтобы определить количество избирательных округов, которые они будут образовывать (это значит, количество депутатов, которых впоследствии будут избирать), а также чтобы определить среднюю численность избирателей на один округ.
- Напомните, пожалуйста, требования к потенциальным кандидатам в депутаты местных Советов.
- Это граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, а также постоянно проживающие на территории нашей страны российские граждане, которые имеют вид на жительство. Кандидатом в депутаты человек может избираться только на территории того местного Совета, где он проживает либо работает. Либо, если он не проживает и не работает на территории местного Совета, он может работать в организации, связанной с удовлетворением потребностей соответствующей территории. Например, есть много организаций, которые расположены в Минске, а на самом деле обслуживают потребности Минского областного или районного Совета. В таком случае работники этих организаций, хоть и проживают в городе Минске, могут избираться в соответствующий местный Совет. Это, по сути дела, касается всех городов областного подчинения.
Не может избираться человек с непогашенной и неснятой судимостью. Кроме того, есть определенные ограничения для депутатов Палаты представителей, судей и председателей исполнительных комитетов. Если эти люди решили баллотироваться в депутаты местного Совета, они должны подписать обязательство, что в случае избрания оставят пост, который занимали до этого.
- Расскажите вкратце об основных этапах, которые ожидают нас в ходе грядущей кампании.
- Первый этап после объявления выборов - это образование территориальных комиссий. Их будет в нашей стране 1315. Затем для областных Советов и города Минска создаются окружные и районные комиссии, после чего уже начинается выдвижение кандидатов в депутаты.
- Какие формы выдвижения актуальны для местных выборов?
- Выдвижение кандидатов в депутаты идет нашими традиционными способами: от политических партий, от трудовых коллективов и от граждан, путем сбора подписей. Просто в этом случае совершенно иной минимальный порог для выдвижения. Например, если депутата Палаты представителей может выдвинуть только съезд партии в целом, то здесь на местный уровень его вправе выдвигать территориальные партийные органы, если они созданы.
Подписи собирают граждане на территории соответствующего округа. Для того чтобы стать кандидатом в депутаты Минского городского либо областного Совета, нужно собрать 150 подписей. Если говорить о городах областного подчинения и районных Советах, должно быть собрано не менее 75 подписей, а для сельских и поселковых Советов - всего 20 подписей.
Что касается трудовых коллективов, тут ситуация тоже значительно проще: не нужно быть обязательно юридическим лицом, как в случае с выборами в Палату представителей. Трудовой коллектив либо несколько трудовых коллективов, цехов, структурных подразделений выдвигают кандидата в депутаты. Требования по количеству те же. 150 человек должны работать в трудовом коллективе, если потенциальный кандидат выдвигается в Минский городской либо областной Совет. Для выдвижения в городские и районные Советы в коллективе должно быть не менее 75 работающих и всего 20 - для Советов сельского и поселкового уровня. Я бы сказала, что эта форма весьма распространена, на селе бывают и совсем маленькие трудовые коллективы, они объединяются и выдвигают одного кандидата.
Но самый распространенный способ для местных Советов (и наиболее простой) - путем сбора подписей. Зачастую гораздо проще собрать подписи в одном трудовом коллективе, чем созвать целое собрание. Да и подписей, в общем-то, нужно немного.
Все документы в поддержку выдвиженцев будут сданы в соответствующие комиссии. Их проверят, после чего зарегистрируют кандидатов в депутаты местных Советов. А далее они также смогут создавать избирательные фонды, потому что им не дают денег на ведение агитационных мероприятий, аккумулировать на них средства либо проводить кампанию без всяких листовок. Кандидатам в депутаты местных Советов не дается бесплатная газетная площадь, им не предоставляется время на телевидении. Единственное, на что имеют право кандидаты в депутаты от областного до районного уровня, - выступление на местном радио. И то, я бы сказала, что даже эта возможность ими не всегда используется.
- Если выборы состоятся 18 февраля, избирательная кампания должна начаться за три месяца, то есть 18 ноября?
- Будем просить, чтобы глава государства подписал указ на несколько дней раньше - 13-14 ноября, а затем уже начнется кампания.
- Чем вообще полезно, по вашему мнению, участие в местных выборах?
- Выборы в любом случае полезны для общества. Во-первых, власть начинает отчитываться и подтягивать хвосты: проводить какие-то мероприятия, которые были отложены на более поздний срок. И специально под выборы решаются многие вопросы, социальные в том числе. Во-вторых, происходит ротация кадров, подбираются новые депутаты, причем зачастую приходят очень перспективные люди. Я бы хотела призвать молодежь, чтобы она участвовала в избирательной кампании. Все-таки молодые специалисты, молодые работники обладают свежей мыслью. Население в свою очередь вспоминает о своей сопричастности к политическим процессам. Ну и главным образом на местном уровне растят будущую политическую элиту. В норме так и должно быть, что люди, которые становятся депутатами первичного звена, потом займут место в парламенте или даже могут стать кандидатами на высший государственный пост. И, конечно, это просто золотое поле деятельности для наших общественных объединений и политических партий. Еще до выборов далеко, а они уже проводят мероприятия, посвященные этой теме. Собираются, улучшают свою оргструктуру, активизируют деятельность, подбирают кадры. То есть выборы в принципе приносят пользу многим, если не всем.
Татьяна ПАСТУШЕНКО,
БЕЛТА.