В сентябре 2015 года страны - члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Она содержит 17 целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех. Беларусь принимала активное участие в разработке Повестки-2030 на всех ее этапах. Страна взяла на себя обязательства по достижению Целей, направленных на рост уровня и качества жизни людей и уже приступила к имплементации ЦУР на национальном уровне. Так, в Беларуси учрежден пост Национального координатора по достижению Целей устойчивого развития, его занимает заместитель председателя Совета Республики Марианна Щеткина. Она же возглавляет Совет по устойчивому развитию, который работает над достижением ЦУР в экономическом, социальном и экологическом направлениях.
Институт Национального координатора по достижению ЦУР заработал в Беларуси в мае, а уже в конце ноября в страну приехали эксперты миссии ООН – MAPS-миссии. Они провели оценку элементов процесса достижения ЦУР. Времени прошло совсем немного, казалось бы, можно было бы и подождать. Но в Беларуси предпочли уже на старте получить от специалистов максимум полезной информации, чтобы эффективно выстроить дальнейшую работу, выделить точки ускорения. Как отмечала Марианна Щеткина во время парламентских слушаний по ЦУР в Совете Республики, белорусская сторона нацелена на то, чтобы расширять контакты в мировом сообществе, белорусы открыты и готовы учиться, перенимать все то новое, что будет работать во благо общества и государства.
Эксперты MAPS-миссии отметили достижения Беларуси в вопросах гендерного равенства, материнства и детства, социальной поддержки, а также в целом согласованность работы по достижению ЦУР с политикой развития государства. По мнению международных экспертов, Беларусь по ряду целей уже является примером для других стран.
Архитектуру достижения ЦУР в Беларуси характеризует межведомственный подход, который, как показывает практика, дает максимальный эффект. Так, при Совете по устойчивому развитию создана секторальная группа по экономическим вопросам. В ее состав вошли представители науки, госорганов, регионов. Свою работу они сфокусировали на целях, которые в большей степени характеризуют экономическую компоненту. В их числе Цель №8, касающаяся содействия устойчивому экономическому росту и занятости.
В Беларуси осознают, что устойчивый рост может быть только при постоянной инвестиционной активности бизнеса. А для этого необходима комфортная деловая среда без барьеров для инвестирования. В этом направлении уже многое сделано. Так, в 2017 году глава государства подписал декрет №7 "О развитии предпринимательства", указ №376 о контрольной деятельности, который сместил акцент в деятельности контрольных органов на профилактическую работу. Для наращивания потенциала малого и среднего предпринимательства изданы указы о ремесленной деятельности, о развитии агроэкотуризма, а также о развитии торговли и ресторанного бизнеса. Вместе с тем вопрос совершенствования инвестиционного климата не закрыт. В Беларуси готовятся поправки в законы об инвестициях, о приватизации госимущества, о хозяйственных обществах и о государственно-частном партнерстве.
Важная Цель в повестке ООН - №9 (содействие индустриализации и инновациям). Для ее реализации необходимы стабильные инвестиционные вливания. В Беларуси создаются комфортные условия для потенциальных инвесторов, параллельно системно решается вопрос с формированием центров экономического роста. С этой целью Министерство экономики разрабатывает план новой индустриализации регионов. Ожидается, что в нем будут обозначены приоритетные технологические ниши и инвестпроекты, предложения по их территориальному размещению и стимулирующие меры реализации. В министерстве прогнозируют, что в Беларуси может быть сформировано 62 центра экономического роста, а это более половины территории страны, где проживают 6 млн человек и генерируется 62% экспорта и 68% инвестиций. Вне таких центров рабочие места планируется создавать в пределах часовой доступности.
Экологический блок ЦУР включает в себя семь Целей. Координатором ключевых мероприятий по их выполнению в Беларуси выступает Министерство природных ресурсов и окружающей среды. Уже сейчас в Минприроды с уверенностью констатируют - "зеленое" законодательство Беларуси не просто декларация, а работающая система, которая регулирует различные аспекты функционирования всех отраслей экономики, стимулирует их развитие. Беларусь активно развивает новые экологобезопасные отрасли. Эффективность использования природных ресурсов становится важнейшим приоритетом в формировании государственной экономической политики.
К 2020 году страна планирует снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных и стационарных источников на 2,7 % от уровня 2015-го. Для этого планируется, в частности, разработать проект стратегии низкоуглеродного развития Беларуси до 2030 года, создать правовые основы по ведению органического сельского хозяйства. Минприроды намеревается также внести в действующее законодательство изменения, чтобы создать условия для привлечения инвестиций в развитие и внедрение эффективных технологий использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива.
Беларусь приняла на себя обязательство к 2030 году обеспечить сокращение выбросов парниковых газов не менее чем на 28% от уровня 1990-го. Достигнуть этой Цели в стране рассчитывают, в том числе путем совершенствования нормативной правовой базы. В частности, планируется разработать и принять законы "Об охране и устойчивом использовании болот (торфяников)", "О производстве и обращении органической продукции". Особое значение в связи со строительством Белорусской АЭС придается включению ядерного топлива в топливно-энергетический баланс, что позволит снизить выбросы парниковых газов на 7-10 млн т в год.
Одна из Целей Повестки-2030, 15-я, связана с защитой и восстановлением экосистем суши. Для ее достижения, а также для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия проводится оптимизация системы природоохранных и особо охраняемых территорий, внедряются экономические механизмы сохранения и устойчивого использования биологического и ландшафтного разнообразия. В Беларуси площадь особо охраняемых территорий от общей площади страны служит одним из показателей национальной безопасности. Сейчас он составляет 8,7%, превышая установленный на 0,4 %. До 2020 года удельный вес особо охраняемых территорий планируется довести до 8,8%. Ожидается, что количество туристов, которые их посещают, будут расти на 5% ежегодно.
Беларусь находится на достаточно высокой стартовой позиции в реализации Целей устойчивого развития и в социальной сфере. Многие задачи ЦУР уже содержатся в государственных программах, реализуемых до 2020 года, в других программных документах. Это касается, в том числе Цели №1, которая давно служит ориентиром проводимой социальной политики, направлена на повышение уровня доходов и обеспечение социальных гарантий для наиболее уязвимых граждан. Сегодня социальная инфраструктура поддержки в Беларуси развивается на основе государственно-частного партнерства. Внедряются новые виды социальных услуг, в том числе для пожилых граждан и людей с инвалидностью. Речь идет о социальном патронаже, сопровождаемом проживании, социальной передышке и других услугах. Достаточно мощная социально-экономическая база имеется и для достижения Целей устойчивого развития в области охраны здоровья. Ставятся новые задачи по дальнейшему повышению качества и доступности медицинской помощи, усилению профилактики, пропаганде здорового образа жизни.
К этому времени в Беларуси уже приняли магистральные для реализации ЦУР документы - национальную стратегию устойчивого развития до 2030 года и программу социально-экономического развития на 2016–2020 годы.
В дальнейшем предстоит разработать и внедрить национальные показатели и индикаторы ЦУР во все государственные, отраслевые, региональные программы. Уже сейчас разрабатывается следующая стратегия устойчивого развития - до 2035 года. Белорусские специалисты совместно с международными экспертами определи точки роста для успешного достижения Беларусью ЦУР. В их числе работа с молодежью, развитие "зеленой" экономики и укрепление партнерства государства, экспертного сообщества и гражданского общества, без объединения усилий которых невозможно достичь поставленных задач.
Светлана САВКО,
БЕЛТА.