Официальный сайт Республики Беларусь
Рождество и Новый год в Беларуси
Новости
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Новости | Мнения и интервью

Мнения и интервью

28 дек. 2017

Беларусь по итогам 2017 года увеличит доходы от туризма на четверть

Беларусь по итогам 2017 года увеличит доходы от туризма на четверть

Главными событиями 2017 года для белорусского туризма стали либерализация безвизового режима, создание беспрецедентных условий для развития агроэкотуризма, проведение впервые в стране масштабной конференции по брендингу с участием главы Всемирной туристской организации (ЮНВТО) Талеба Рифаи. Об итогах года для туризма, ожиданиях от безвиза и многом другом в интервью БЕЛТА рассказал заместитель министра спорта и туризма Беларуси Михаил Портной.

- Михаил Петрович, как вы оцениваете итоги уходящего года для туризма?

- Для туристической отрасли Беларуси этот год был насыщенным множеством событий, непростым, но успешным. Министерство спорта и туризма вместе с Министерством иностранных дел, Министерством экономики, Министерством транспорта и коммуникаций, Национальным статистическим комитетом, Государственным пограничным комитетом, областными и Минским городским исполнительными комитетами, общественными объединениями, проектом ЕС "Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси", ПРООН, другими организациями вело целенаправленную работу как по привлечению иностранных туристов, так и по развитию внутреннего туризма. Основной итог работы - привлечение валюты в страну, экспорт туристических услуг, по предварительным данным, вырос на 26%.

Важнейшие решения были приняты по безвизу. Так, граждане 80 государств могут приезжать без визы через Национальный аэропорт Минск на срок до 5 дней. Этой возможностью уже воспользовались более 77 тыс. иностранцев.

Новость последних дней - с 1 января 2018 года у туристов появляется возможность безвизового въезда на территорию туристско-рекреационной зоны "Брест" (это Брест, Брестский, Жабинковский, Каменецкий и Пружанский районы Брестской области, Свислочский район Гродненской области), безвизовое пребывание для гостей на территории Гродно и всего Гродненского района продлевается на срок до 10 суток.

В этих туристических дестинациях увеличивается количество пунктов пропуска для безвизового въезда в туристических целях иностранных граждан, в том числе за счет пунктов пропуска, расположенных на железнодорожных вокзалах и в аэропортах. Это создает хорошие перспективы также для развития региональных аэропортов в Бресте и Гродно.

В целом скажу, что внедрение безвиза - это прорыв, большой шаг вперед. Мы по этому пути идем поэтапно - вспомнить хотя бы отмену виз с Израилем, Турцией. Дело ведь не столько в стоимости визы, сколько в бюрократических препонах. Принятые решения и по пятидневному безвизу, и по отдельным районам Брестской и Гродненской областей дадут результат, я в этом не сомневаюсь. Главное, что никакой угрозы для безопасности страны отмена виз не принесла. Не исключено, что к Евроиграм-2019 страна откроется еще больше, безвизовых туристов, возможно, будут пропускать на соревнования не только через аэропорт, но и через наземные пункты пропуска, как это было во время чемпионата мира по хоккею в 2014 году.

Стоит отдельно сказать об агроэкотуризме. Главой государства подписан указ "О развитии агроэкотуризма". Документ урегулировал основные вопросы ведения деятельности в этой сфере, закрепил исчерпывающий перечень услуг, которые могут предоставляться в агроусадьбах. В Беларуси созданы беспрецедентные условия для развития агроэкотуризма, вряд ли такая поддержка сельского туризма есть еще в какой-либо стране. Кстати, количество усадеб и туристов, отдохнувших в них, растет с каждым годом.

- Безвиз помогает диверсифицировать экспорт туруслуг, но, судя по статистике, Россия остается основным рынком.

- Россия - наш основной стратегический партнер, так сложилось исторически. Россияне хорошо знают наш туристический продукт. Падение экспорта туруслуг в Россию было в 2015 году, но мы в Минске провели с Ростуризмом совещание по проблемным вопросам, выработали программный документ для исправления ситуации. Самое главное - на этом мероприятии присутствовали и чиновники обоих государств, и представители турбизнеса. Программа работает и дает результат: в 2016 году Беларусь посетили 1 млн 188 тыс. россиян, за 9 месяцев этого года в страну приехали около 1 млн гостей из России. Очевидно, что итоговая цифра по году будет выше, чем в 2016-м, а экспорт туруслуг уже вырос более чем на 30%.

- Как обстоит ситуация с рекламой наших туристических возможностей на внешних рынках?

- Нужно понимать, что Беларусь - небольшая страна, и бюджет на продвижение не так велик, поэтому мы не распыляемся, а целенаправленно и успешно работаем с традиционными целевыми рынками и осваиваем новые.

В 2017 году национальный туристический стенд нашей страны был представлен на международных специализированных выставках за рубежом: в России, Германии, Китае, Израиле, Азербайджане, Эстонии. Проведены презентации туристических возможностей Беларуси в Литве, Латвии, Эстонии, Израиле, Польше, Казахстане, России. Полноценно заработал страновой многофункциональный сервис онлайн-бронирования туруслуг Vetliva на базе "Центркурорта" на русском, белорусском, английском языках с возможностью бронирования услуг размещения, санаторно-курортного лечения, экскурсий, трансфера.

Организованы ознакомительные туры для представителей туристической индустрии и СМИ Латвии, Бельгии, Японии, Канады, США, Израиля, Турции, России. Издан туристический буклет "Найди свою Беларусь", брошюра "100 вещей, которые нужно сделать в Беларуси" на девяти языках, изготовлены рекламные видеоролики. Все эти материалы отправлены в белорусские загранучреждения.

Эту работу мы будем продолжать, и важную роль здесь играет вовлеченность наших посольств за рубежом. Главы белорусских диппредставительств в Китае, Франции, Австрии, Эстонии, Японии, Польше, Литве, России делают огромную работу для продвижения туристических возможностей нашей страны.

- Когда в рекламе страны начнет использоваться бренд Беларуси?

- Идет активная работа в этом направлении. В июле этого года в Минске с участием главы Всемирной туристской организации (ЮНВТО) Талеба Рифаи прошла конференция по брендингу территорий. В Беларуси туристическое мероприятие такого масштаба прошло впервые.

С Талебом Рифаи мы поддерживаем хорошие контакты, ЮНВТО оказывает нам поддержку по многим направлениям, в том числе во внедрении сателлитных счетов (они нужны для совершенствования туристической статистики). Ведь нельзя принять правильное решение, не имея достоверной информации.

При выборе бренда Беларуси будет представлен в том числе вариант ЮНВТО. Но сразу подчеркну - бренд страны будет выбран с учетом общественного мнения. Предположительно, уже в феврале мы сможем представить варианты бренда для общественного обсуждения.

У пяти туристических дестинаций в регионах Беларуси уже есть свои бренды, разработанные по проекту Европейского союза "Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси". Этот проект тоже представит свой вариант бренда страны.

- Туристическая отрасль уже начала готовиться к Евроиграм?

- Безусловно, подготовка уже активно идет. Создан оргкомитет по подготовке к мероприятию, и вопросы туризма решаются комплексно с участием всех заинтересованных органов. Будет организована подготовка волонтеров, экскурсоводов со знанием иностранных языков, разрабатываются новые турмаршруты. К старту Евроигр все туристические объекты будут готовы к приему гостей. Работа над улучшением качества туристических услуг ведется.

- Азербайджан принял во время I Евроигр около 30 тыс. туристов. Ваш прогноз, готовы ли мы будем встретить столько гостей?

- Мы готовы принять 30 тыс. туристов. Комплексный план по подготовке страны к Евроиграм предусматривает множество мероприятий, реализация которых позволит создать все условия для приема туристов.

- Не повлияет ли наплыв гостей на цены в гостиницах?

- Над "заморозкой" цен в объектах проживания во время Евроигр-2019 работа уже ведется, все это будет. Так что проблем не возникнет.

- Не первый год идут разговоры о создании в Беларуси фонда для защиты туристов в форс-мажорных ситуациях. Как скоро в законодательстве могут появиться соответствующие изменения?

- Когда мы готовили новый закон о туризме, то значительно его переработали: в соответствии со стандартами Всемирной туристской организации обновился понятийный аппарат, впервые появился реестр субъектов туристической деятельности, появилась возможность заполнять договоры в электронном виде. Но нужно идти дальше и обеспечить защиту потенциального потребителя туристической услуги. Да, у нас не возникало таких ситуаций, как в России, когда была волна банкротств и с проблемами столкнулись тысячи туристов. У нас это имело гораздо меньший масштаб. Но есть пострадавшие, значит, мы должны усовершенствовать законодательство и защитить наших людей.

Думаю, вместе с депутатами нового созыва мы вернемся к проработке создания механизма защиты туристов. В каком виде он будет существовать - пока дискуссионный вопрос, есть много вариантов. Предлагалось использовать российский опыт, но пока однозначного решения нет. Турбизнес сам просит разработать систему защиты от фирм-однодневок, которые бросают тень на честных игроков рынка. Так что необходимость принятия решений назрела.

- Ожидает ли Минспорт притока туристов в Беларусь в новогодние праздники? Каков прогноз на 2018 год?

- Конечно, мы прогнозирует приток туристов. Туры в Новый год и Рождество разошлись хорошо. Мы видим хорошую заполняемость гостиниц, в Минске в первой декаде января их загрузка составляет 84%. Востребованы и белорусские санатории - с 25 декабря по 8 января забронировано практически 100% мест.

Что касается цен в наших гостиницах, то я всегда выступал за то, чтобы ставка делалась на объемы, а не высокие цены. Поясню: загрузка в гостинице 40%, а цены все равно остаются на высоком уровне. Так почему не снизить цены и принять большее число туристов? И сейчас гостиницы начали гибко реагировать, это уже более современный подход. Развивается и сервис.

2018-й будет объявлен Годом туризма Беларуси в Китае. Поэтому предстоит большая работа на китайском рынке. Вместе с тем и о других направлениях мы забывать не будем. Есть планы по туристическому рынку США - данные по пятидневному безвизу показали, что к нам едут американские туристы, стоило бы эту тему развивать, поскольку там большая белорусская диаспора.

В целом ожидания по 2018 году оптимистичные. Департамент по туризму Минспорта и Национальное агентство по туризму работают как слаженная команда профессионалов, и мы уверены, что вклад туризма в ВВП страны будет увеличиваться.

В преддверии новогодних праздников хочу от всей души поблагодарить за плодотворную работу всех представителей туристической отрасли, вместе с которыми мы в уходящем году успешно решали поставленные задачи, и пожелать всего наилучшего в наступающем году.

БЕЛТА.

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси