30 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Выставка "Узноўлены шэдэўр" открылась сегодня в Музее книги Национальной библиотеки Беларуси, передает корреспондент БЕЛТА.
На выставке представлена медная доска XVII века, выполненная в технике резцовой гравюры. Это одна из наиболее древних техник гравирования на металле, в которой углубленные элементы рисунка получаются с помощью острого резца.
"Эта выставка очень важное и знаковое явление в искусстве Беларуси и всей Европы. Фактически мы говорим о технологическом прорыве, который принципиально по-новому позволил нам взглянуть на возможности изобразительного искусства в полиграфическом пространстве. Сегодня мы представляем не просто доску, а технологию производства точных гравюр. Она в полной мере рассказывает о книгоиздании того времени", - отметил заместитель генерального директора - директор по научной работе и издательской деятельности Национальной библиотеки Александр Суша во время открытия экспозиции.
К сожалению, современные белорусские мастера уже не работают в технике резцовой гравюры на металле. Однако до наших времен сохранились совершенные белорусские медериты, включенные в состав старопечатных изданий XVII-XVIІI веков, лучшие из которых также представлены в экспозиции.
"В Беларусь в конце XVI века пришла принципиально новая техника печати на металле на смену деревянным доскам. Расцвета это искусство достигло во второй половине XVII века. В это время в Беларуси работали знаменитые мастера Александр Тарасевич, Леонтий Тарасевич, Максим Ващенко. Тогда белорусские графики были широко известны, и на них многие начали ориентироваться. Их работы также можно увидеть в нашем Музее книги", - добавил Александр Суша.
На выставке также демонстрируется воссозданная на основе доски по старинной технологии гравюра с портретом короля и великого князя Яна III Собеского. К большому сожалению, история была беспощадной к белорусской культуре, и до нашего времени не сохранилось почти ни одной оригинальной доски, из которой наши предки делали великолепные гравюры XVI-XVIІI веков. "Благодаря известному библиофилу, коллекционеру гравюр и экслибрисов Олегу Судленкову мы сегодня имеем уникальную возможность показать и саму доску, и технологию печати", - продолжил Александр Суша.
"Это оригинальная гравюра ориентировочно 1673-1675 годов является составной частью большого гравировального листа, который состоит из почти 20 элементов. Ее размер - 1,87 х 1,44 м. Практически не сохранилось ни одного идеального листа этой гравюры. В Польской библиотеке в Париже есть один, но он в очень плохом состоянии, что видно по тем снимкам, которые печатаются. Но представленная сегодня доска позволяет нам один из фрагментов показать в оригинале. Перед вами история, которой 350 лет, и она показывает, как несколько веков назад печатали наши предки", - подчеркнул Олег Судленков.
Технология и печать гравюры с раритетной доски воспроизведены художником-графиком Виктором Савченко и представлены на выставке в формате видеофильма. "Мне повезло прикоснуться к истории, потому что не каждому художнику выпадает возможность дотронуться до работ мастеров предыдущих веков. А этой доске 350 лет. Перед тем как печатать, я предварительно изучал доску, смотрел, как вырезано изображение. Художники того времени очень кропотливо отрабатывали, все делали, потому что ошибаться было нельзя. Медь, на которой вырезан портрет, не прощает ошибок. Сам процесс печати не изменился: как печатали в XVII веке, так делают и в XXI веке. Сегодня очень тяжело работать с гравировальными досками, сложно отточить мастерство. Проще иметь дело с ксилографией, офортом, которые позволяют небольшие нюансы", - поделился Виктор Савченко.
Кроме того, воссозданную на основе доски по старинной технологии гравюру с портретом короля и великого князя Яна III Собеского Олег Судленков передал на хранение в фонд Национальной библиотеки.
Выставка будет работать до 30 мая.