19 апреля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Уникальные граффити нашли в Спасо-Преображенской церкви в Полоцке. Одна из надписей является сенсационной. Такую информацию разместил на своем сайте Институт истории Национальной академии наук Беларуси, сообщает БЕЛТА.
Спасо-Преображенская церковь Полоцка открывает новые страницы древней истории Беларуси. Храм является не только уникальным памятником древнего зодчества, но и настоящей "библиотекой" древних надписей-граффити. Они датируются XII-XIX веками, а их число достигло четырех тысяч. В апреле в результате реставрационных работ на северной двери храма был расчищен фрагмент стены, на которой были обнаружены новые граффити.
Поминальную запись в пять строк размером 17х6,5 см прочитала ведущий специалист центра истории науки и архивного дела, доцент Инна Калечиц.
Граффити было сделано в XII веке, о чем свидетельствуют палеографические данные. Человек, оставивший надпись, был привычен к письму. Граффити он процарапал уверенной рукой, хотя и несколько экспрессивно, некоторые черточки - по нескольку раз. Возможно, он был потрясен смертью священника. Титла, которые автор граффити ставит над сокращенными словами, различаются по написанию: для слов, выражающих святость, он использует прямые титла с черточками, для простых слов и цифр - уголочки.
Довольно краткая поминальная надпись, по сути, разворачивает биографию человека, который приехал из Византии и был, скорее всего, строителем или мастером фресковой живописи. После работы в храмах Полоцка и, возможно, участия в строительстве или росписи Спасской церкви, он остался в городе, принял священство, стал священником в Спасской церкви и умер 1 марта.
Таким образом, благодаря изучению древних граффити стало известно имя еще одного человека, мастера и священника Авдакима, жившего во времена преподобной Евфросинии Полоцкой и которого можно поставить в один ряд с известным зодчим Иоанном и не менее известным мастером Лазарем Богшей. Из граффити Спасо-Преображенской церкви известны также имена иконописца Кузьмы и строителя Саввы, а также священников и настоятельниц монастыря, не упоминающихся в других письменных памятниках.