26 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Выставка "Два мира русской иконописи. Памятники XVII века из собрания Музея русской иконы" откроется 22 марта в Национальном художественном музее, сообщила корреспонденту БЕЛТА заведующая отделом древнебелорусского искусства музея Елена Карпенко.
"На выставке будет представлено 39 работ. Они целиком относятся к XVII веку. Это один из самых сложных и противоречивых периодов в русской культуре, неслучайно называемый эпохой перемен. Иконопись этого времени завершает многовековую историю развития древнерусского искусства и стоит в преддверии реалистической живописи Нового времени. Именно в этот период возрастает интерес иконописцев к личности человека и к окружающему миру. С середины столетия усиливается влияние европейской художественной культуры, что приводит к существенному расширению круга сюжетов и усложнению иконографии", - рассказала Елена Карпенко.
Проводником новых идей выступает иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля, в которой концентрируются лучшие изографы и даже работают иноземцы. "Именно здесь происходит трансформация изобразительного языка русской иконы - вводится так называемый живоподобный стиль. Важной вехой в истории XVII века стали реформы патриарха Никона, послужившие причиной раскола в церковных кругах и в обществе. Ревностно выступая против живописных нововведений, старообрядцы хранили и почитали дораскольные иконы, оберегая тонкость древнего письма. Таким образом, в середине XVII столетия произошло раздвоение русского церковного искусства", - отметила завотделом.
Разнообразие русской живописи этого времени можно проследить по широкому кругу памятников, принадлежащих Музею русской иконы. Творчество столичных изографов демонстрирует целый ряд произведений, исполненных как в начале царствования династии Романовых и отличающихся традиционностью приемов, так и созданных в совершенно новом духе Оружейной палаты во второй половине - конце XVII века. Значительное число памятников музея относится к искусству ведущих иконописных центров Поволжья.
Особого внимания заслуживают работы ярославских мастеров, выделяющиеся изысканностью орнаментов, изощренной графикой и декоративностью письма. Разные художественные направления охватывают широкий круг икон, связанных с искусством Твери, Ростова, Пскова, Рязани, в XVII веке не утративших значения законодателей иконографических и стилистических новшеств. Большой интерес представляют произведения, написанные в различных иконописных центрах обширных земель Русского Севера: Вологды, Архангельска, Каргополя, Поважья.
"Подобный проект в нашем музее представлен впервые, когда в пределах одного хронологического отрезка рассматривается такое многообразие развития иконописной культуры. Я думаю, что он привлечет внимание как специалистов, так и широкого зрителя, и позволит познать таинственный и непостижимый мир русской иконы. Это не первый опыт сотрудничества с Музеем русской иконы. В 2013 году он участвовал в нашей выставке "Православный мир. Образ Христа в иконографии стран Восточной Европы", приуроченной к 1025-летию Крещения Руси. Во время встречи наших руководителей в период работы выставки мы постараемся наметить дальнейшие совместные проекты", - подчеркнула Елена Карпенко.
Выставка "Два мира русской иконописи. Памятники XVII века из собрания Музея русской иконы" будет работать в Национальном художественном музее по 21 июня.