Официальный сайт Республики Беларусь
Рождество и Новый год в Беларуси
Новости
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Новости | События, факты, анонсы

События, факты, анонсы

29 окт. 2024

Посидеть за рулем электробуса, почувствовать себя инженером. Как BKM Holding раскручивает промышленный туризм

Посидеть за рулем электробуса, почувствовать себя инженером. Как BKM Holding раскручивает промышленный туризм

Наряду с агроэкотуризмом промышленный туризм постепенно становится брендом Беларуси, ее визитной карточкой, что понятно и абсолютно логично, ведь предприятий самых разных сфер производства - машиностроения, автомобилестроения, приборостроения, пищевой и легкой промышленности - словом, тех, кому есть что показать и чем удивить, в республике более чем достаточно. На самом деле, по подсчетам Национального агентства по туризму, таких в стране ровно 245. В лидерах, безусловно, те, чьи бренды гремят по обе стороны земного шара: Минский тракторный завод, например, только на осенних каникулах посетят более тысячи школьников, а чтобы попасть на БЕЛАЗ с экскурсией, записываться нужно как минимум за пару тройку месяцев. Неизменно собираются большие очереди желающих не только изучить, но и попробовать на вкус производства крупнейших кондитерских фабрик Беларуси - "Коммунарка" и "Спартак". Много, однако, в стране не менее знаковых и именитых заводов, которые тоже остаются в тренде и деятельно развивают промышленный туризм. Возьмем предприятие, которое как никто из машиностроительных гигантов близко нам с вами, - BKM Holding, более известный как "Белкоммунмаш", - ведущий производитель наземного городского электротранспорта на пространстве СНГ.

Транспорт собирается вручную, а его окраска - говорящая

Название у указанного вида туризма, в той или иной форме существующего давно и предполагающего посещение промышленных предприятий, знакомство с производством, а в некоторых случаях даже участие в нем, дегустацию готовой продукции в случае визита на заводы пищепрома, наконец, получение памятных сувениров в подарок, появилось сравнительно недавно. С тех пор как Министерство спорта и туризма составило классификацию видов туризма, разделив это обширное и разностороннее направление на 13 секций. Безусловно, промышленный туризм в стороне не остался, сегодня отмеченный ростом по экспоненте.

"Возможность увидеть своими глазами, как создается продукт, потрогать или даже попробовать его - это как раз то, что не оставит равнодушным даже самого искушенного путешественника, позволит ему узнать множество интересных фактов и испытать весь спектр потрясающих эмоций, - отмечает директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов. - Мы знаем достаточно успешных примеров предприятий, которые достигли колоссальных результатов в становлении этого направления. Помимо законодателей мод в этой сфере, которые у всех на слуху, я бы перечислил отечественного производителя щебня "Гранит", "Могилевлифтмаш" или "Полоцкие напитки и концентраты". Все эти предприятия активно развивают промышленный туризм и являются победителями республиканского туристического конкурса "Познай Беларусь" прошлого года".

BKM Holding за промышленный туризм взялся относительно недавно. Предприятие, где разрабатывают, модернизируют, производят и технически обслуживают троллейбусы, трамваи, электробусы, грузовые электромобили и зарядные станции к ним, прежде посещали школьники, студенты, просто заинтересованные белорусы и делегации разных уровней. В этот понедельник гостями холдинга впервые стала организованная группа российских туристов - всего около четырех десятков москвичей. Были среди них и заядлые туристы, знакомые не с одним десятком промышленных производств, которые к тому же в Беларуси побывали первый раз, - в общении с ними присутствовал особый интерес. Но и у них к сотрудникам холдинга была заготовлена тьма вопросов, на которые обстоятельно ответила ведущий специалист по рекламной коммуникации и по совместительству экскурсовод Юлия Комарова.

"Промышленный туризм мы развиваем с 2022 года, с тех пор наше предприятие ежегодно посещают порядка 400 туристов. До недавнего времени туристы были исключительно белорусами, а теперь мы открыли свои двери и для зарубежных гостей, - рассказала сотрудница холдинга Юлия Комарова. - Экскурсия строится следующим образом: сначала мы проводим презентацию и знакомим с историей предприятия, следом ведем на производство (экскурсионный маршрут включает все основные производственные цеха), далее даем возможность посидеть за рулем только собранного троллейбуса или электробуса и обязательно организуем поездку по территории предприятия на новеньком транспорте".

Мощности "Белкоммунмаша" впечатляют: при том, что само производство довольно компактно для машиностроительного гиганта, на площади в 28 тыс. кв.м помещаются цех электроники и электрических приборов, цех кузовов, сборочный цех и электротехническая лаборатория, а еще современный цех покраски с дробеструйной камерой, камерой грунтования, подготовительной и окрасочной камерами. Именно на этом участке экскурсовод Юлия Комарова задает туристам свои излюбленные, самые каверзные вопросы. Признаться, на некоторые из них не ответили и мы, журналисты. Например, вы знали, что в каждом городе выбраны свои, уникальные, цвета для общественного транспорта? В Минске все троллейбусы - мятные, трамваи - лазурные, а автобусы и электробусы - желтые. В цеху покраски туристы увидели полностью готовый к поставке непривычный ярко-голубой троллейбус с белыми полосами - расцветка явно указывает, что этот транспорт будет ездить по проспектам Санкт-Петербурга. Специалисты такие знаки читают на раз.

Элемент профориентации

"В Беларусь я приехала в первый раз, хотя, казалось, расстояние от Москвы до Минска совсем незначительное. Признаюсь, я фанат промышленного туризма. В любую экскурсионную программу обязательно включаю какое-нибудь промышленное предприятие, самое интересное для меня и детей. Дома в России, в частности, мы посещали завод по производству двигателей для самолетов, были и на смоленском заводе, где занимаются огранкой природных алмазов в бриллианты, - делится впечатлениями российская туристка, учитель московской школы №67 Марина Клеенкова. - Очень хотели попасть на БЕЛАЗ, но там запись на несколько месяцев вперед, и с "Лучем" не срослось, зато на "Белкоммунмаше" невероятно нравится и нам, и школьникам".

"Для ребят, кто еще не определился с будущей профессией, промышленный туризм - мощный инструмент профориентации. Многие из наших воспитанников хотят стать инженерами, но имеют весьма приблизительное понимание того, что из себя представляет эта профессия, - считает москвичка, классный руководитель юных туристов Оксана Новожилова. - Да, конечно, они идут в профильные классы, но там в них вкладывают академические знания, а здесь, на заводах, тем более таких передовых, как ваш "Белкоммунмаш", нашим московским учащимся дадут детальное представление о промышленности и, возможно, даже помогут с выбором профессии. Сама я в Беларуси третий раз и не устаю восхищаться облагороженностью каждого миллиметра вашей земли. Эта страна у меня вызывает стойкую ассоциацию со словом "экологичность".

После того как российских школьников ознакомили с основными этапами производства "Белкоммунмаша", а именно выпуском собственного электрооборудования, что называют сердцем завода, сваркой кузовов, непосредственной сборкой транспортного средства и обкаткой готового, они, больше не робея, делились впечатлениями. Эмоции били через край, ведь многие будущие технари и не знали прежде, что есть такое предприятие - BKM Holding. Восьмиклассница Катя Богданова призналась: на заводах в родной Москве была, даже на двух, правда, в те разы знакомилась с процессом изготовления мороженого. Машины же, по словам девочки, намного круче. Для учащегося 10-го класса Вовы Швытко посещение "Белкоммунмаша" и вовсе стало посвящением в мир промышленности. Подросток невероятно рад приобретенному опыту.

"Я давно работаю в туриндустрии и в последние годы наблюдаю просто небывалый спрос на промышленный туризм. В числе самых частых запросов, безусловно, БЕЛАЗ, а еще наши кондитерские предприятия "Слодыч", "Коммунарка". Детям по душе, что их там угощают сладостями, - смеется витебский экскурсовод Галина Белоусова. - Причем возят на промышленные предприятия еще совсем крошек-первоклашек. Вот недавно я организовывала экскурсию на "Белхудожкерамику", где для первоклассников провели мастер-класс по лепке из глины. Сколько было восторгов и счастья - не передать".

Пожалуй, теми же словами можно описать впечатления туристов от визита на "Белкоммунмаш", а в скором времени, возможно, причин для восхищений станет еще больше. Как признался заместитель генерального директора по маркетингу и продажам BKM Holding Александр Казакевич, предприятие однозначно будет двигаться по пути совершенствования своих экскурсионных программ. В планах добавить интерактивности для туристов, чтобы они могли, допустим, участвовать в простейших технологических операциях на линии выпуска и внести свой вклад в сборку троллейбуса или электробуса, а после, заметив в городе такой же, с гордостью заявить: "Подобный собирал и я". Другие машиностроительные заводы уже ввели аналогичную функцию в своих туристических программах. Впрочем, есть чем похвастать холдингу и без этого.

И в Индию поставим, и на Кубе сварим

Первый заместитель генерального директора по производству Дмитрий Парков рассказал: сегодня 85% выпускаемой "Белкоммунмаш" техники уходит на экспорт, при том, что потребности внутреннего рынка предприятие закрывает полностью, в отдельных группах, например по выпуску трамвайных вагонов, даже не имея конкурентов. А МАЗ, с которым BKM Holding делит белорусский рынок троллейбусов, Дмитрий Парков называет не соперником за потребителя, а взаимодополняющим партнером. Интересно, что производство холдинга фактически можно считать эксклюзивным, поскольку практически весь транспорт собирается вручную, а значит, здесь берутся даже за единичные заказы, что дает покупателю все основания с довольством заявлять: мой экземпляр - штучный товар, претендующий на оригинальность.

И действительно, заказчики, а сегодня едва ли не все зарубежные поставки приходятся на российские регионы, часто просят собрать транспорт, отличающийся от того, что ушел в другую республику или область России: допустим, усовершенствовать рабочее место водителя, добавить функцию, повышающую комфорт пассажиров, а об отличающейся окраске и вовсе никто уже не упоминает - это нечто само собой разумеющееся. В числе постоянных покупателей Дмитрий Парков перечислил Нижегородскую и Новосибирскую, Мурманскую и Самарскую области, Татарстан, Краснодарский край, Сочи, а готовящийся к отправке в Санкт-Петербург новенький троллейбус с современными технологическими начинками мы имели удовольствие видеть в цехах. Он, само собой, не первый и не единственный. По словам первого заместителя гендиректора по производству, ежегодно в город на Неве "Белкоммунмаш" поставляет от 50 до 100 единиц техники.

"В этом году, как и в 2023-м, основной объем транспорта мы отгружаем в Россию, которая остается самым емким рынком. Наша одна из ключевых задач на сегодня - диверсификация экспорта, то есть не открытие, а возвращение в прежние страны, ведь техника BKM Holding до известных событий поставлялась в порядка двух десятков государств, - прокомментировал экспортную стратегию предприятия Александр Казакевич. - Так, в Казахстан в 2025 году мы планируем возобновить поставки кузовов трамвайных вагонов либо полнособранных трамваев. Ставим задачу и активно отрабатываем возможность поставок троллейбусов и кузовов трамвайных вагонов в Узбекистан. Вот это пример рынка, с которым мы прежде не работали, но стремимся - в следующем году экспортируем пробные 5-8 единиц троллейбусов".

Прокладывают маршрут отечественные электробусы и троллейбусы и на дальние контуры. Определенные договоренности достигнуты по поставке техники в Индию, и, несмотря на то что говорить о точных сроках и объемах пока преждевременно, сделан большой шаг в движении к намеченной цели. Общественный транспорт белорусского производства может появиться и на Кубе, где уже имеют опыт сборки пассажирской техники, правда, иных изготовителей.

Отечественный низкопольный трамвай поставят на рельсы в начале 2025 года

Качество - определяющий курс 2024 года в Беларуси. Хотя в абсолют на "Белкоммунмаш" его возводили всегда - за это готова поручиться начальник электротехнической лаборатории Ольга Литвинская. Специалисты здесь проверяют полностью укомплектованные и готовые выйти на линию троллейбусы и электробусы, прошедшие первичную приемку отделом технического контроля, но все же нуждающиеся в проведении стендовых испытаний перед выпуском на обкатку. Обкатывается транспорт, к слову, на городских улицах, поэтому первое, на что обращают внимание эксперты, - обеспечение безопасности для водителя-испытателя и пешеходов. Испытываются тормозные системы и рулевое управление, оценивается регулировка световых приборов.

"Испытания - наша ежедневная практика. Сейчас на производстве идет в основном трамвайная тематика и колесного транспорта стало меньше, но тем не менее работы хватает. Оценку даем по своеобразному чек-листу, где собраны все межгосударственные и национальные стандарты и параметры, которым нужно соответствовать, - знакомит со спецификой своей работы начальник электротехнической лаборатории. - Все, что мы выпускаем, вне сомнения, соответствует требованиям стандартов, даже самых строгих. Вопрос безопасности нами ставился жестко всегда, а в Год качества ему внимание в кратном объеме".

На "Белкоммунмаше" делают не только качественно - здесь не страдают и сроки производства, что особенно важно, когда продукция востребована и клиентов много. Генеральный директор холдинга Тарас Мурог заверил: предприятие уже обходит темпы роста, заложенные в бизнес-плане, и год планирует завершить с существенным опережением графиков.

"По итогу должны выйти с темпами роста по объему выпускаемой продукции 112% и по экспорту 110%. Так получилось, что в этом году мы производили больше трамваев, которые почти в три раза превосходят в цене троллейбусы. Гордимся и тем, что достигли локализации в троллейбусе и электробусе в 80% и в трамвае - порядка 83%, - сделал акцент гендиректор BKM Holding. - Что касается качества, работа над его совершенствованием непрерывная. Тем не менее в этом году мы все же сделали акцент на устранении даже незначительных огрехов в электронике, чтобы конечный потребитель получал едва ли не идеальный транспорт. Провели также доработку нашего стендового оборудования, купили новую климатическую камеру, которых у нас теперь две, где проверяем электронные блоки транспорта при температуре от минус 40 до плюс 60 градусов".

На данный момент BKM Holding вносит последние штрихи в свою долго лелеемую новинку - низкопольный трехсекционный трамвай, он получится почти на 100% белорус. Как пообещали на предприятии, минчане смогут опробовать новинку уже в начале 2025 года. А еще ведется работа над созданием отечественного водородного грузовика, выпуском электробусов междугородних форматов, обновлением парка транспорта в регионах страны. В общем и целом задач и планов, как впрочем и перспектив, у "Белкоммунмаш" уйма.

Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото Надежды КОСТЕЦКОЙ,
БЕЛТА.

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси