Наряду с агроэкотуризмом промышленный туризм постепенно становится брендом Беларуси, ее визитной карточкой, что понятно и абсолютно логично, ведь предприятий самых разных сфер производства - машиностроения, автомобилестроения, приборостроения, пищевой и легкой промышленности - словом, тех, кому есть что показать и чем удивить, в республике более чем достаточно. На самом деле, по подсчетам Национального агентства по туризму, таких в стране ровно 245. В лидерах, безусловно, те, чьи бренды гремят по обе стороны земного шара: Минский тракторный завод, например, только на осенних каникулах посетят более тысячи школьников, а чтобы попасть на БЕЛАЗ с экскурсией, записываться нужно как минимум за пару тройку месяцев. Неизменно собираются большие очереди желающих не только изучить, но и попробовать на вкус производства крупнейших кондитерских фабрик Беларуси - "Коммунарка" и "Спартак". Много, однако, в стране не менее знаковых и именитых заводов, которые тоже остаются в тренде и деятельно развивают промышленный туризм. Возьмем предприятие, которое как никто из машиностроительных гигантов близко нам с вами, - BKM Holding, более известный как "Белкоммунмаш", - ведущий производитель наземного городского электротранспорта на пространстве СНГ.
Название у указанного вида туризма, в той или иной форме существующего давно и предполагающего посещение промышленных предприятий, знакомство с производством, а в некоторых случаях даже участие в нем, дегустацию готовой продукции в случае визита на заводы пищепрома, наконец, получение памятных сувениров в подарок, появилось сравнительно недавно. С тех пор как Министерство спорта и туризма составило классификацию видов туризма, разделив это обширное и разностороннее направление на 13 секций. Безусловно, промышленный туризм в стороне не остался, сегодня отмеченный ростом по экспоненте.
"Возможность увидеть своими глазами, как создается продукт, потрогать или даже попробовать его - это как раз то, что не оставит равнодушным даже самого искушенного путешественника, позволит ему узнать множество интересных фактов и испытать весь спектр потрясающих эмоций, - отмечает директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов. - Мы знаем достаточно успешных примеров предприятий, которые достигли колоссальных результатов в становлении этого направления. Помимо законодателей мод в этой сфере, которые у всех на слуху, я бы перечислил отечественного производителя щебня "Гранит", "Могилевлифтмаш" или "Полоцкие напитки и концентраты". Все эти предприятия активно развивают промышленный туризм и являются победителями республиканского туристического конкурса "Познай Беларусь" прошлого года".
BKM Holding за промышленный туризм взялся относительно недавно. Предприятие, где разрабатывают, модернизируют, производят и технически обслуживают троллейбусы, трамваи, электробусы, грузовые электромобили и зарядные станции к ним, прежде посещали школьники, студенты, просто заинтересованные белорусы и делегации разных уровней. В этот понедельник гостями холдинга впервые стала организованная группа российских туристов - всего около четырех десятков москвичей. Были среди них и заядлые туристы, знакомые не с одним десятком промышленных производств, которые к тому же в Беларуси побывали первый раз, - в общении с ними присутствовал особый интерес. Но и у них к сотрудникам холдинга была заготовлена тьма вопросов, на которые обстоятельно ответила ведущий специалист по рекламной коммуникации и по совместительству экскурсовод Юлия Комарова.
"Промышленный туризм мы развиваем с 2022 года, с тех пор наше предприятие ежегодно посещают порядка 400 туристов. До недавнего времени туристы были исключительно белорусами, а теперь мы открыли свои двери и для зарубежных гостей, - рассказала сотрудница холдинга Юлия Комарова. - Экскурсия строится следующим образом: сначала мы проводим презентацию и знакомим с историей предприятия, следом ведем на производство (экскурсионный маршрут включает все основные производственные цеха), далее даем возможность посидеть за рулем только собранного троллейбуса или электробуса и обязательно организуем поездку по территории предприятия на новеньком транспорте".
Мощности "Белкоммунмаша" впечатляют: при том, что само производство довольно компактно для машиностроительного гиганта, на площади в 28 тыс. кв.м помещаются цех электроники и электрических приборов, цех кузовов, сборочный цех и электротехническая лаборатория, а еще современный цех покраски с дробеструйной камерой, камерой грунтования, подготовительной и окрасочной камерами. Именно на этом участке экскурсовод Юлия Комарова задает туристам свои излюбленные, самые каверзные вопросы. Признаться, на некоторые из них не ответили и мы, журналисты. Например, вы знали, что в каждом городе выбраны свои, уникальные, цвета для общественного транспорта? В Минске все троллейбусы - мятные, трамваи - лазурные, а автобусы и электробусы - желтые. В цеху покраски туристы увидели полностью готовый к поставке непривычный ярко-голубой троллейбус с белыми полосами - расцветка явно указывает, что этот транспорт будет ездить по проспектам Санкт-Петербурга. Специалисты такие знаки читают на раз.
"В Беларусь я приехала в первый раз, хотя, казалось, расстояние от Москвы до Минска совсем незначительное. Признаюсь, я фанат промышленного туризма. В любую экскурсионную программу обязательно включаю какое-нибудь промышленное предприятие, самое интересное для меня и детей. Дома в России, в частности, мы посещали завод по производству двигателей для самолетов, были и на смоленском заводе, где занимаются огранкой природных алмазов в бриллианты, - делится впечатлениями российская туристка, учитель московской школы №67 Марина Клеенкова. - Очень хотели попасть на БЕЛАЗ, но там запись на несколько месяцев вперед, и с "Лучем" не срослось, зато на "Белкоммунмаше" невероятно нравится и нам, и школьникам".
"Для ребят, кто еще не определился с будущей профессией, промышленный туризм - мощный инструмент профориентации. Многие из наших воспитанников хотят стать инженерами, но имеют весьма приблизительное понимание того, что из себя представляет эта профессия, - считает москвичка, классный руководитель юных туристов Оксана Новожилова. - Да, конечно, они идут в профильные классы, но там в них вкладывают академические знания, а здесь, на заводах, тем более таких передовых, как ваш "Белкоммунмаш", нашим московским учащимся дадут детальное представление о промышленности и, возможно, даже помогут с выбором профессии. Сама я в Беларуси третий раз и не устаю восхищаться облагороженностью каждого миллиметра вашей земли. Эта страна у меня вызывает стойкую ассоциацию со словом "экологичность".
После того как российских школьников ознакомили с основными этапами производства "Белкоммунмаша", а именно выпуском собственного электрооборудования, что называют сердцем завода, сваркой кузовов, непосредственной сборкой транспортного средства и обкаткой готового, они, больше не робея, делились впечатлениями. Эмоции били через край, ведь многие будущие технари и не знали прежде, что есть такое предприятие - BKM Holding. Восьмиклассница Катя Богданова призналась: на заводах в родной Москве была, даже на двух, правда, в те разы знакомилась с процессом изготовления мороженого. Машины же, по словам девочки, намного круче. Для учащегося 10-го класса Вовы Швытко посещение "Белкоммунмаша" и вовсе стало посвящением в мир промышленности. Подросток невероятно рад приобретенному опыту.
"Я давно работаю в туриндустрии и в последние годы наблюдаю просто небывалый спрос на промышленный туризм. В числе самых частых запросов, безусловно, БЕЛАЗ, а еще наши кондитерские предприятия "Слодыч", "Коммунарка". Детям по душе, что их там угощают сладостями, - смеется витебский экскурсовод Галина Белоусова. - Причем возят на промышленные предприятия еще совсем крошек-первоклашек. Вот недавно я организовывала экскурсию на "Белхудожкерамику", где для первоклассников провели мастер-класс по лепке из глины. Сколько было восторгов и счастья - не передать".
Пожалуй, теми же словами можно описать впечатления туристов от визита на "Белкоммунмаш", а в скором времени, возможно, причин для восхищений станет еще больше. Как признался заместитель генерального директора по маркетингу и продажам BKM Holding Александр Казакевич, предприятие однозначно будет двигаться по пути совершенствования своих экскурсионных программ. В планах добавить интерактивности для туристов, чтобы они могли, допустим, участвовать в простейших технологических операциях на линии выпуска и внести свой вклад в сборку троллейбуса или электробуса, а после, заметив в городе такой же, с гордостью заявить: "Подобный собирал и я". Другие машиностроительные заводы уже ввели аналогичную функцию в своих туристических программах. Впрочем, есть чем похвастать холдингу и без этого.
Первый заместитель генерального директора по производству Дмитрий Парков рассказал: сегодня 85% выпускаемой "Белкоммунмаш" техники уходит на экспорт, при том, что потребности внутреннего рынка предприятие закрывает полностью, в отдельных группах, например по выпуску трамвайных вагонов, даже не имея конкурентов. А МАЗ, с которым BKM Holding делит белорусский рынок троллейбусов, Дмитрий Парков называет не соперником за потребителя, а взаимодополняющим партнером. Интересно, что производство холдинга фактически можно считать эксклюзивным, поскольку практически весь транспорт собирается вручную, а значит, здесь берутся даже за единичные заказы, что дает покупателю все основания с довольством заявлять: мой экземпляр - штучный товар, претендующий на оригинальность.
И действительно, заказчики, а сегодня едва ли не все зарубежные поставки приходятся на российские регионы, часто просят собрать транспорт, отличающийся от того, что ушел в другую республику или область России: допустим, усовершенствовать рабочее место водителя, добавить функцию, повышающую комфорт пассажиров, а об отличающейся окраске и вовсе никто уже не упоминает - это нечто само собой разумеющееся. В числе постоянных покупателей Дмитрий Парков перечислил Нижегородскую и Новосибирскую, Мурманскую и Самарскую области, Татарстан, Краснодарский край, Сочи, а готовящийся к отправке в Санкт-Петербург новенький троллейбус с современными технологическими начинками мы имели удовольствие видеть в цехах. Он, само собой, не первый и не единственный. По словам первого заместителя гендиректора по производству, ежегодно в город на Неве "Белкоммунмаш" поставляет от 50 до 100 единиц техники.
"В этом году, как и в 2023-м, основной объем транспорта мы отгружаем в Россию, которая остается самым емким рынком. Наша одна из ключевых задач на сегодня - диверсификация экспорта, то есть не открытие, а возвращение в прежние страны, ведь техника BKM Holding до известных событий поставлялась в порядка двух десятков государств, - прокомментировал экспортную стратегию предприятия Александр Казакевич. - Так, в Казахстан в 2025 году мы планируем возобновить поставки кузовов трамвайных вагонов либо полнособранных трамваев. Ставим задачу и активно отрабатываем возможность поставок троллейбусов и кузовов трамвайных вагонов в Узбекистан. Вот это пример рынка, с которым мы прежде не работали, но стремимся - в следующем году экспортируем пробные 5-8 единиц троллейбусов".
Прокладывают маршрут отечественные электробусы и троллейбусы и на дальние контуры. Определенные договоренности достигнуты по поставке техники в Индию, и, несмотря на то что говорить о точных сроках и объемах пока преждевременно, сделан большой шаг в движении к намеченной цели. Общественный транспорт белорусского производства может появиться и на Кубе, где уже имеют опыт сборки пассажирской техники, правда, иных изготовителей.
Качество - определяющий курс 2024 года в Беларуси. Хотя в абсолют на "Белкоммунмаш" его возводили всегда - за это готова поручиться начальник электротехнической лаборатории Ольга Литвинская. Специалисты здесь проверяют полностью укомплектованные и готовые выйти на линию троллейбусы и электробусы, прошедшие первичную приемку отделом технического контроля, но все же нуждающиеся в проведении стендовых испытаний перед выпуском на обкатку. Обкатывается транспорт, к слову, на городских улицах, поэтому первое, на что обращают внимание эксперты, - обеспечение безопасности для водителя-испытателя и пешеходов. Испытываются тормозные системы и рулевое управление, оценивается регулировка световых приборов.
"Испытания - наша ежедневная практика. Сейчас на производстве идет в основном трамвайная тематика и колесного транспорта стало меньше, но тем не менее работы хватает. Оценку даем по своеобразному чек-листу, где собраны все межгосударственные и национальные стандарты и параметры, которым нужно соответствовать, - знакомит со спецификой своей работы начальник электротехнической лаборатории. - Все, что мы выпускаем, вне сомнения, соответствует требованиям стандартов, даже самых строгих. Вопрос безопасности нами ставился жестко всегда, а в Год качества ему внимание в кратном объеме".
На "Белкоммунмаше" делают не только качественно - здесь не страдают и сроки производства, что особенно важно, когда продукция востребована и клиентов много. Генеральный директор холдинга Тарас Мурог заверил: предприятие уже обходит темпы роста, заложенные в бизнес-плане, и год планирует завершить с существенным опережением графиков.
"По итогу должны выйти с темпами роста по объему выпускаемой продукции 112% и по экспорту 110%. Так получилось, что в этом году мы производили больше трамваев, которые почти в три раза превосходят в цене троллейбусы. Гордимся и тем, что достигли локализации в троллейбусе и электробусе в 80% и в трамвае - порядка 83%, - сделал акцент гендиректор BKM Holding. - Что касается качества, работа над его совершенствованием непрерывная. Тем не менее в этом году мы все же сделали акцент на устранении даже незначительных огрехов в электронике, чтобы конечный потребитель получал едва ли не идеальный транспорт. Провели также доработку нашего стендового оборудования, купили новую климатическую камеру, которых у нас теперь две, где проверяем электронные блоки транспорта при температуре от минус 40 до плюс 60 градусов".
На данный момент BKM Holding вносит последние штрихи в свою долго лелеемую новинку - низкопольный трехсекционный трамвай, он получится почти на 100% белорус. Как пообещали на предприятии, минчане смогут опробовать новинку уже в начале 2025 года. А еще ведется работа над созданием отечественного водородного грузовика, выпуском электробусов междугородних форматов, обновлением парка транспорта в регионах страны. В общем и целом задач и планов, как впрочем и перспектив, у "Белкоммунмаш" уйма.
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото Надежды КОСТЕЦКОЙ,
БЕЛТА.