6 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Первой оперной премьерой 2016 года Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси станет "Макбет" Джузеппе Верди, сообщили БЕЛТА в театре.
Постановка, подготовка которой в самом разгаре, будет представлена на суд публики 19-20 марта. Но белорусский оперный театр не впервые обращается к "Макбету". Премьерные исполнения концертных версий оперы прошли на сцене витебского Национального академического драматического театра им. Я. Коласа в 2008 году и на сцене обновленного театра оперы и балета в 2010-м.
Теперь же опера обретает сценическое воплощение в постановке главных творческих специалистов театра - заслуженного артиста Украины Виктора Плоскины (дирижер-постановщик), обладателей медали Франциска Скорины Михаила Панджавидзе (режиссер-постановщик) и Александра Костюченко (художник-постановщик), народной артистки Беларуси Нины Ломанович (хормейстер-постановщик). Художники по костюмам - народный художник России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Вячеслав Окунев и Мария Мороз, балетмейстеры-постановщики - заслуженная артистка Республики Беларусь Юлия Дятко и народный артист Беларуси Константин Кузнецов. В спектакле принимают участие ведущие солисты и артисты оперы, балета, хора и оркестра театра.
"Макбет" - одно из ключевых произведений и у Шекспира, 400-летие со дня смерти которого широко отмечается во всем мире в 2016 году, и у Верди, и в мировой культуре. Шекспировская трагедия вдохновила к жизни самую необычную оперу Верди - с духовной жизнью и сложной психологической драмой персонажей на первом плане. Именно эта драма - превращение неимоверно честолюбивых героев в зверо-людей, готовых ради власти идти по трупам и залить всю страну кровью, - стала главной в спектакле", - рассказал режиссер-постановщик спектакля Михаил Панджавидзе.
Создание на сцене такой оперы, как "Макбет", не подразумевает ни иллюстративности, ни условной историчности. По словам режиссера, хотелось бы отойти от всего того, что может "утяжелить" спектакль и сосредоточить основное внимание на том, что всегда было наиболее важным для композитора - осмысленной драматической игре, гипнотической прелести музыке, полной смыслов и откровений истории".
В этом произведении, вдохновленном самой мрачной трагедией английского гения, у композитора ново практически все - отношение к либретто и сюжету, лишенному привычной любовной интриги, артистам, целью которых стало детальное раскрытие драматургического замысла автора, средствам выразительности, музыкальному языку, вопросам, касающимся исполнения и постановки оперы и многому другому. Десятый по счету и первый из трех "шекспировских" шедевров, "Макбет" с его великолепной музыкой, страстными характерами и яркими эмоциями стал у Верди смелым опытом музыкально-психологической драмы и сегодня считается одним из интереснейших и сложнейших сочинений мирового репертуара.
Премьера первой редакции оперы в 1847 году в театре "Пергола" во Флоренции прошла с большим успехом, была хорошо встречена прессой и критиками (хотя в упрек композитору некоторые ставили, что в опере его царит "дьявольская" атмосфера). Вторая редакция появилась семнадцать лет спустя - новую версию Верди создал для Парижа, сохранив все наиболее ценное из первого варианта, усовершенствовав партии леди и Макбета, заново написав большую часть 3-го действия и фрагменты 4-го.