3 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Литографии Марка Шагала для изданий о самом художнике представлены на выставке в Национальном художественном музее. Как сообщили корреспонденту БЕЛТА в музее, выставка "Марк Шагал: цвет любви" продлится до 12 сентября.
Марк Шагал много работал над книгами. Широко известны проникновенные иллюстрации Шагала к автобиографической книге "Моя жизнь" и к книгам Беллы ("Горящие огни", "Первая встреча", "Мои тетради"); острые по своим характеристикам и наблюдениям иллюстрации к "Мертвым душам" Гоголя; иллюстрации к "самому большому источнику поэзии всех времен" - Библии.
Выставка "Марк Шагал: цвет любви" также связана с книгой. Представленные литографии были исполнены Марком Шагалом в основном в 1950-1960 годы как иллюстрации к различным изданиям, но изданиям, посвященным самому Шагалу. Художник исполняет иллюстрации к текстам о себе, иллюстрирует самого себя. Отсюда весь богатейший ряд сюжетных тем, который отличает творчество Шагала: пейзажи Витебска, Парижа, Сен-Поль-де-Ванса, влюбленные пары и мать и дитя, фантастические существа и символические животные, музыканты и, конечно, образ самого мастера.
На выставке представлены одиннадцать цветных и одна черно-белая ("Деревня") литографии из числа тех, что вошли в монографию "Шагал" известного французского художественного критика и историка искусства Жака Лассеня, с которым художника связывала многолетняя дружба. Помимо текста, фотографий и репродукций произведений Шагала, книга включала 13 цветных и 2 черно-белые литографии, выполненные художником в знаменитой парижской печатной мастерской Фернана Мурло.
В 1965 году Жак Лассень опубликовал книгу "Плафон Парижской оперы", посвященную истории создания и описанию росписи, над которой Марк Шагал работал в 1963-1964 годах (торжественное открытие нового плафона Гранд-Опера состоялось в сентябре 1964 года). Для этого богато иллюстрированного издания художник создал фронтиспис - оригинальную литографию, представляющую один из фрагментов росписи плафона. Помимо литографии Шагала и большого числа фотоиллюстраций, книгу дополняли шесть литографий, исполненных Шарлем Сорльером по произведениям художника.
Графическое наследие Шагала необычайно велико. В 1960 году в издательстве Андре Соре в Монте-Карло была опубликована первая часть шеститомного труда - каталога-резоне "Шагал. Литографии" (последний том вышел в свет в 1986 году). Для этого издания, содержащего текст на французском и немецком языках, Шагал исполнил 21 цветную и 7 черно-белых литографий. В экспозиции представлены три литографии к первому тому - "Автопортрет", ставший фронтисписом издания, "Бухта ангелов", "Видение Парижа" - и две ко второму - "Небо влюбленных" и "Ноктюрн Ванса".
На выставке экспонируются литографии, созданные Шагалом специально для журналов Derriere le Miroir ("За зеркалом") и Verve ("Вдохновение"), обладавших эксклюзивным правом на публикацию оригинальных гравюр в своих номерах. Derriere le Miroir, основанный парижским коллекционером, галеристом и издателем Эме Магом в 1946 году, стал одним из крупнейших изданий, чьи публикации продолжались вплоть до 1982 года. За это время вышло 253 номера журнала. №99-100 за июль-август 1957 года был приурочен к выставке Марка Шагала в галерее Маг. Автором текста к изданию стал известный французский писатель и эссеист Жан Полан. Для этого номера художник исполнил 3 черно-белые и 4 цветные литографии, из которых две - "Концерт" и "Художник и его двойник" - представлены на выставке.
В НХМ экспонируются также литографии "Площадь Согласия", "Мать и дитя перед Нотр-Дам" и "Видение Парижа" из числа литографий для обложки журнала Verve. В Verve была опубликована знаменитая "Библия" Шагала, ставшая поистине вершиной творчества художника.
Выставка "Марк Шагал: Цвет Любви" продолжает традицию знакомства с творчеством великого мастера в Национальном художественном музее Беларуси. В 1997 году состоялась первая встреча белорусского зрителя с искусством Марка Шагала, когда наследники художника его внучки Белла и Мерет Мейер, организаторы экспозиций Шагала в Национальном художественном музее и Музее Марка Шагала в Витебске, предложили отмечать день рождения мастера (7 июля) в Беларуси выставками его произведений. Эта традиция сохранялась до 2005 года. Вслед за выставкой "Марк Шагал. Произведения средиземноморского периода. Гуаши, акварели, литографии. 1949-1985" 1997 года последовали "Марк Шагал. Посвящение Парижу" (2000), "Марк Шагал. Пейзажи" (2002), "Марк Шагал и сцена" (2004). В 2005 году в Национальном музее истории и культуры Беларуси состоялась выставка "Марк Шагал. Цвет в черно-белом".
Литографии Марка Шагала были представлены в Национальном художественном музее на выставке "Марк Шагал и художники европейского авангарда" из коллекции Музея Марка Шагала в Витебске, состоявшейся в 2010 году. В ноябре 2012 - январе 2013 года в музее экспонировалась выставка "Марк Шагал: жизнь и любовь" из коллекции Музея Израиля. Произведения Марка Шагала из корпоративной коллекции ОАО "Белгазпромбанк" и Музея Марка Шагала в Витебске были представлены в 2012 году на выставке "Художники Парижской школы из Беларуси". Тогда же по решению акционеров Белгазпромбанка в дар Национальному художественному музею Беларуси были переданы два графических листа художника. В 2014 году работы Шагала из коллекции Белгазпромбанка вновь были представлены в составе экспозиции "Десять веков искусства Беларуси", а в 2017 году - на выставке "Доттори, Шагал, Сутин, Ходосевич-Леже. Энергия, экспрессия, символика и сны. Взгляд на искусство Италии первой половины ХХ века". Таким образом, белорусский зритель получил уникальную возможность постепенно знакомиться с многогранным творческим наследием великого соотечественника.