Официальный сайт Республики Беларусь
Рождество и Новый год в Беларуси
Новости
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Новости | События, факты, анонсы

События, факты, анонсы

14 июня 2016

Как по шелку: китайские тургруппы поедут в Беларусь без визы

Беларусь и Китай в скором времени взаимно отменят визы для туристических групп. Путешествия будут организовывать определенные на официальном уровне турфирмы, в группу будут набирать пять и более человек. Как сделать Шелковый путь для туристов действительно шелковым и что выиграет Беларусь, сделав ставку на "красное"?

ДЕЛО НА МИЛЛИОН

Для китайцев групповые поездки - не единственная возможность побывать без визы в Беларуси. Туристы из Поднебесной уже сейчас могут находиться в Беларуси до трех суток без визы, такая возможность появилась у них без малого год назад. Но это послабление распространяется не на всех, а только на граждан КНР с визой стран, которые являются членами Евросоюза или участниками Шенгенской зоны, при этом прибыть в Беларусь нужно прямыми авиарейсами из Китая.

Судя по статистике, с 2011 года число прибывающих в Беларусь туристов с каждым годом растет, но колоссального прорыва до сих пор не случилось. Если не считать стран СНГ, то Китай замыкает топ-5 государств, откуда к нам едут туристы, уступая лишь нашим соседям - Польше, Латвии, Литве - и Германии. Но в то же время китайские туристы в общей массе приезжающих в Беларусь составляют всего 0,4%.

Понятно, что речь идет только об организованных тургруппах, которые учитываются официальной статистикой - в реальности число китайцев, пересекающих белорусскую границу с целью туризма, больше (конкретную цифру можно будет назвать только после внедрения сателлитных счетов). Мировая статистика говорит о том, что каждый десятый турист - китаец. Но на фоне общего выездного потока из КНР (120 млн туристов отдыхали за рубежом в 2015 году) данные Белстата о 992 организованных китайских туристах в прошлом году выглядят каплей в море. К тому же китайские туристы - одни из самых расточительных в мире, а белорусский экспорт туристических услуг не демонстрирует стремительного роста. В мировых масштабах путешествующие граждане КНР в прошлом году потратили $215 млрд, увеличив расходы по сравнению с 2014 годом в полтора раза.

В Министерстве спорта и туризма подтверждают, что и в Беларуси китайцы являются щедрыми туристами. Такие выводы специалисты делают в том числе исходя из данных о покупках по системе tax free. Чаще всего туристы увозят в Китай из Беларуси ювелирные и меховые изделия. Полюбились и товары белорусского легрома - особенно обувь. Впрочем, в последнее время акценты в тратах смещаются - китайцы предпочитают потратиться не только на шопинг, но и на развлечения. При этом гости из Поднебесной в поездках привыкли рассчитываться картами платежной системы UnionPay, а в Беларуси это сделать пока сложно. Например, в России терминалов, где можно рассчитаться UnionPay, - около 350 тыс. За одну поездку в эту страну китаец тратит в среднем $2,3 тыс. - большинство платежных операций совершается с карточками UnionPay.

СТАВКА НА "КРАСНОЕ"

Поток китайских туристов в Беларусь до сих пор был малочисленным, и специальной туристической инфраструктуры именно для них в стране по сути нет. Традиционно подавляющее большинство приезжих - это россияне, которых в первую очередь интересуют санатории, агроусадьбы, экскурсионный туризм. Китайцы белорусскими санаториями вряд ли заинтересуются, а вот агроусадьбами, экологическим туризмом - возможно. В то же время сельский туризм рассчитан в основном на индивидуальных путешественников, однако крупные усадьбы могли бы подготовить программу отдыха и для групп, считает председатель правления БОО "Отдых в деревне" Валерия Клицунова. Среди перспективных объектов - Беловежская пуща (уже сейчас здесь можно находиться без визы до трех дней) и Августовский канал, где в скором времени начнут действовать аналогичные визовые послабления.

Хорошие предпосылки для обмена тургруппами создает проект Шелкового пути, но даже с таким фундаментом без основательной работы с туристической инфраструктурой и сервисом не обойтись. У китайцев востребован в первую очередь "красный" туризм - все, что связано с темой коммунизма, популярны туры военной тематики. Параллельно с проработкой маршрутов в Минспорта обещают увеличивать тиражи путеводителей и карт на китайском языке, а также обеспечивать подготовку гидов-переводчиков. Группа таких специалистов (13 человек) уже проходит полугодовое обучение в одном из минских вузов, позже они должны будут пройти аттестацию в Национальном агентстве по туризму. Готовящийся к запуску многофункциональный сервис онлайн-бронирования туристических услуг vetliva.by будет иметь и китайскую версию.

Еще один вопрос - питание. "Это утопия, что китайцы с удовольствием едят русскую кухню. Все же они предпочитают питаться в китайских заведениях", - акцентирует внимание начальник филиала "Белинтурист" РУП "Центркурорт" Алексей Стрельченко. В Беларуси накормить китайской едой можно разве что в Минске, и то это непросто. В Гродно и Бресте, которыми уже заинтересовались гости из Поднебесной, организовать питание для китайцев еще сложнее.

Для обмена группами будет определен список уполномоченных туристических агентств с белорусской и китайской сторон. Кроме того, Беларусь и Китай создадут совместное туристическое предприятие. Оно должно заработать на базе Белорусского государственного университета культуры и искусств уже до конца нынешнего года.

УТРОМ МОСКВА, ВЕЧЕРОМ МИНСК

Представители турбизнеса считают, что продавать китайцам белорусский туристический продукт стоит в том числе в кооперации со странами-соседями. Например, Россия затеяла программу China Friendly (дружелюбно к китайцам), только в прошлом году эту страну посетили почти 700 тыс. организованных туристов из Поднебесной. "В последние годы китайские туристы стали в России "номером один". За счет чего это произошло? Российский турбизнес говорит о том, что около 90% китайцев едут именно в составе организованных групп, для которых действует безвизовый режим", - отмечает Алексей Стрельченко.

В то же время в Западную Европу около 75% граждан КНР едут самостоятельно. Примечательно, что есть различия в возрасте туристов: средний возраст китайских путешественников, выбирающих Россию, составляет 45-50 лет, выбирающих Европу - 30-35 лет. "Старшее поколение китайцев воспитывалось во многом под влиянием Советского союза и культуры. Беларусь как русскоязычная страна воспринимается китайцами в большей степени как страна бывшего Советского Союза, поэтому вероятнее всего, что турпотоки в Беларусь будут формироваться по тому же принципу, что и в Россию", - считает эксперт.

Лидерами по посещаемости являются Москва и Санкт-Петербург, но российская столица, как правило, не последний пункт в маршруте китайских туристов (они предпочитают комбинированные маршруты по нескольким странам). Сейчас чаще всего после Москвы они отправляются в Центральную и Западную Европу, минуя Беларусь. Кооперация в туристическом плане с Москвой даст свои результаты, полагает начальник филиала "Белинтурист". "Считать, что к нам массово поедут индивидуальные туристы, не стоит, а на группы мы рассчитывать можем. Наверное, логичный путь, который может дать быстрый результат, - это присоединение к уже существующим в России маршрутам. Наличие второй страны в туре значительно повышает привлекательность поездки для китайцев", - поясняет Алексей Стрельченко.

Белорусский туризм долгие годы "затачивался" преимущественно под российского клиента, сегодня пришло время искать на глобусе новые точки. С отменой виз для групп перспективы китайского рынка выглядят многообещающе, но, чтобы все шло как по шелку, придется готовиться не один день.

БЕЛТА.

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси