21 апреля, Гомель /Корр. БЕЛТА/. Выставку "...И печи в пестрых изразцах" презентуют 25 апреля в Гомеле в центральной части дворца Румянцевых и Паскевичей, сообщили БЕЛТА в Гомельском дворцово-парковом ансамбле.
В экспозиции представят печные изразцы - хорошо известные в прошлом и почти забытые в наши дни керамические плитки для облицовки печей. "Они выполняли обогревательную и одновременно декоративную функцию в интерьере дома. В разные исторические периоды изразцы имели свои отличия по форме, способу изготовления и украшения", - рассказали в государственном историко-культурном учреждении.
Во дворце напомнили: изразцовое искусство на территории Беларуси стало развиваться с XIV века. "Первые изразцы напоминали цветочные горшки, а их разнообразие заключалось в основном в различии формы горлышек: квадратные, круглые, в виде цветка. Они не закрывали всю печь, а лишь крепились на отдельных ее участках" - пояснили в дворцово-парковом ансамбле.
В XV веке появились новые типы изразцов - коробчатые. Они существуют и по сей день. "Такие изразцы покрывали печь полностью, а их декоративная роль увеличилась. Ремесленники стали делать на лицевых пластинах различные рельефные изображения, а со второй половины XVI века начали покрывать их муравой зеленого цвета", - добавили во дворце. Разнообразие изразцов резко возросло. Исследователи разделяют их на виды не только по форме, но и по типу изображения: растительные, геометрические, геральдические и многие другие.
Расцвет изразцового искусства - XVII столетие. Различные вариации сюжетов, цветов, форм. "Мастера придумывали сложные декоративные элементы - городки, ножки. Украшали даже небольшие детали - перемычки", - уточнили в дворцово-парковом ансамбле.
В следующем столетии мастера переключили внимание на роспись, нежели на форму. Начал исчезать рельеф, но появился художественный рисунок с преобладанием белых и синих цветов. Зеленая печь сменяется на белую.
В коллекции музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля изразцы XVI-XVIII веков происходят из археологических раскопок в Гомеле, Чечерске и Лоеве. "Они сохранились, в основном, во фрагментарном состоянии. Но даже небольшие части показывают все их разнообразие и красоту", - сделали акцент в государственном историко-культурном учреждении.
Глина, которую применяли, чаще всего была местной - коричневого цвета, но изредка встречались и привозные образцы из светло-серого материала. По словам кураторов выставки, в Гомельском регионе среди декора преобладал растительный мотив, однако встречались изразцы с геральдическим, бытовым и другими сюжетами.
"В Гомеле со второй половины XIX века в связи с проведением по его территории железных дорог наблюдался территориальный рост и активное экономическое развитие, вызвавшее оживленное строительство. Во многих зданиях появляются украшенные изразцами печи. До наших дней дошли образцы печного декора, которые и представлены на выставке", - отметили во дворце. Эти образцы нашли в старых домах, которые подлежали сносу, либо в тех, где меняли систему отопления.
"Все печные детали наделены художественными признаками своего времени, преимущественно с использованием мотивов классицизма, барокко и рококо, а также в стиле модерн. Их лицевые пластины обрабатывались эмалями, глазурями, росписью по рельефу, который выступал в виде барельефа и горельефа", - конкретизировали во дворцово-парковом ансамбле.
К середине ХХ века мода на изразцовые изделия прошла - с распространением центрального отопления исчезла надобность в печах. Но, как подчеркнули организаторы выставки, интерес к изразцам не ослабевает: их собирают музейщики и коллекционеры, их реставрируют, а кто-то и сегодня может себе заказать изразцовую печь.