24 июня, Брест /Светлана Вечорко - БЕЛТА/. Судоходство между Балтийским и Черным морями может быть восстановлено с помощью искусственного канала между Вислой и Днепро-Бугским каналом. Идею его строительства обсудили эксперты Беларуси, Польши и Украины во время рабочей встречи в Луцке, сообщила корреспонденту БЕЛТА менеджер по коммуникации и визуальному представлению проекта ЕС "Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр-Висла: от стратегии к планированию" Марина Борисова.
Трансграничная комиссия, в состав которой входят представители региональных органов власти, министерств, научно-исследовательских институтов, транспортных, логистических и природоохранных организаций трех стран заслушала первый отчет членов международного консорциума. Этот орган под руководством Морского института в Гданьске был создан в начале года с целью выявления наиболее оптимального сценария восстановления водного пути Е-40. Первоначально было предложено восемь вариантов, в том числе возможность выпрямления слишком извилистого и несудоходного сейчас Западного Буга. Однако с критикой такого сценария выступили Министерство природы Польши и экологические организации.
"В Польше Западный Буг протекает по охраняемой природной зоне Natura 2000. Масштабные работы на реке могут нарушить сложившуюся экосистему. Поэтому специалисты считают, что целесообразнее будет построить обходное водное соединение между Вислой в Польше и Муховцем в Беларуси. Окончательная стоимость и экологическое воздействие такого строительства еще предстоит просчитать. К тому же, необходимо учесть ряд других вопросов, которые имеют большое значение для двух стран. Например, водообеспечение будущего канала. Договорились, что эксперты представят свои выводы в ноябре текущего года", - прокомментировал итоги рабочей встречи руководитель проекта по восстановлению водного пути Е-40, генеральный директор РУЭСП "Днепро-Бугский водный путь" Николай Котецкий.
Водная магистраль Е-40 соединяет порты Гданьска и Харькова по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр. Возобновление активной речной торговли позволит соседям ежегодно обмениваться 4 млн т товаров. Причем внутренний водный транспорт остается наименее энергозатратным и наиболее экологичным по сравнению с автомобильным и железнодорожным. Кроме того, восстановление судоходства будет способствовать развитию в приграничных регионах новых производств и созданию рабочих мест, развитию трансграничного речного туризма.
В целях популяризации идеи восстановления Е-40 в Польше, где и должны будут пройти основные работы по строительству нового канала, в июле в Варшаве планируется провести заседание с участием министерств природы и министерств, отвечающих за транспорт и инфраструктуру, трех стран. Осенью там состоятся форум для заинтересованных экологических общественных и государственных организаций, а также крупная конференция под эгидой пяти польских воеводств, расположенных вдоль участка водного пути. В них смогут принять участие представители региональных и национальных властей Польши, Беларуси и Украины, предприниматели со всей Европы, в частности - компании-перевозчики.