14 июля, Витебск /Екатерина Князева - БЕЛТА/. Премьера XXVII Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" - концерт двух популярных оркестров - признана зрителями одной из самых удачных новинок за последние несколько лет. Концерт Горана Бреговича и его "Свадебно-похоронного оркестра" и Эмира Кустурицы с "Некурящим оркестром" прошел в Летнем амфитеатре шумно и весело, передает корреспондент БЕЛТА.
Опоздавший на концерт зритель мог бы подумать, что попал на кульминацию программы. Но, на самом деле, уже с первой песней известный композитор из Боснии и Герцеговины со своими музыкантами поднял зал на ноги. На сцене - цыганский балаган, публика - в экстазе. Что ни песня, то овации. И хотя концерт проходил не при полном зале, этих артистов встречали так громко, словно во все шесть с лишним тысяч голосов.
"Что творят! Что творят!" - восклицала публика. На маэстро цыганского рока сыпались букеты васильков и поцелуи поклонниц. Может, это они настроили Бреговича на романтический лад. И зазвучал саундтрек к фильму "Аризонская мечта", популярный сам по себе -"In The Death Car". Все гаджеты были направлены на сцену и вокруг - зрители снимали и тут же стримили друзьям в соцсети.
Не говорящий по-русски музыкант вдруг вспомнил, что в одной из его песен есть слово "артиллерия" - а значит, зал мог свободно подпевать, что он и делал с готовностью. А когда зазвучали знакомые мотивы Bella Ciao, знание языка уже не имело никакого значения - пели все.
Безудержная цыганщина, осовремененные балканские мотивы, сербско-хорватский рок и джаз - все это, очевидно, в Беларуси все еще в моде, причем у разных поколений. Настолько, что зрители почти и не садились обратно на свои места, танцуя и ликуя с каждой песней. И очень не хотели прощаться со "Свадебно-похоронным оркестром".
Но автор музыки к фильмам Эмира Кустурицы уже освобождал сцену для этого кинорежиссера и актера кино, а также ритм-гитариста "Некурящего оркестра". А-ля мексиканская банда революционеров в сомбреро и патронташах крест-накрест на груди начала весьма позитивно - с санудтрека к фильму "Жизнь как чудо". Почти сразу он недовольно заметил: "Это ведь танцевальная музыка. Давайте двигайтесь!".
На какое-то время призыв подействовал. В следующий раз, чтобы поднять зал, Кустурица прибег к более кардинальным мерам - превратил некурящий оркестр в бродячий, и почти полным составом он пошел в зрительские ряды, не прекращая играть.
Между старыми и новыми песнями звучал проигрыш из "Розовой пантеры", прошелся Кустурица и по саундтрекам к фильму "По Млечному пути", вошедшему в фестивальную кинопрограмму. Вспомнил шекспировскую классику, вот только совсем не романтично заявил: "I'm not Romeo". И с этим трудно не согласиться. Зато скрипач Деян Спаравало стал кавалером для танца с девушкой Марией из зала, ставшей на одну песню Джульеттой.
Фолк-рок с вкраплениями мотивов Rammstein постепенно стих. Поклон. Но зрители, расходясь, все еще пританцовывали и напевали Bella Ciao. Словно весь концерт был лишь аперитивом, требующим продолжения веселья.