Белорусский автомобильный завод – один из флагманов тяжелой промышленности и экономики страны в целом. Уже многие десятилетия он входит в тройку основных мировых производителей крупной карьерной техники. Именно на БЕЛАЗе создали самосвал-гигант грузоподъемностью 450 тонн, который стал самым большим автомобилем планеты и занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Завод экспортирует около 95% своей продукции. Техника из белорусского Жодино поставляется в десятки государств и работает в самых разных климатических условиях – от минус 50 до плюс 50 градусов. Гиганты БЕЛАЗ можно увидеть в России, Узбекистане, Чили, Индии, Вьетнаме, Индонезии, Монголии, ЮАР…
Сегодня БЕЛАЗ – это практически "город в городе" со своими зданиями, улицами, общественным транспортом. На предприятии работают около 10 тысяч человек – едва ли не шестая часть населения Жодино. Почти в каждой семье есть работники завода. И каждый из них вносит свой вклад в создание техники, которая востребована горнодобывающими компаниями в разных точках планеты.
Основные конкуренты белорусского производителя – японский Komatsu и американский Caterpillar. "Они значительно крупнее по объемам, но карьерная техника – не основной вид их деятельности, а мы концентрируемся именно на ней. У нас самая широкая линейка по грузоподъемности – от 30 до 450 т. Должен отметить, что 450-тонника больше нет ни у кого. Помимо этого, мы гибки в плане комплектации: по двигателям, силовым установкам, приводам предлагаем самый широкий выбор от ведущих мировых производителей, – отметил заместитель генерального директора по маркетинговой и экспортной политике – директор маркетинг-центра БЕЛАЗа Константин Рыльцов. – Ценовая политика у нас тоже конкурентная. В некоторых классах грузоподъемности стоимость машин может значительно отличаться в нашу пользу. Привлекательна и стоимость запчастей, а значит, и владения нашей техникой за период ее работы".
Инженеры БЕЛАЗа пристально следят за тенденциями и готовы быстро подстраиваться под меняющиеся потребности рынка. Сегодня на заводе разрабатывают и обкатывают карьерную технику на газовом топливе, беспилотные грузовики, электросамосвалы. Ассортимент по грузоподъемности уже давно впечатляет – от "малыша" 30-тонника до супергиганта в 450 тонн. Но и в будущем белорусский бренд обещает удивлять. По расчетам специалистов, возможен самосвал грузоподъемностью 560 тонн. Пока на такого колосса нет шин, которые смогут выдержать соответствующие нагрузки, однако разработки уже идут.
Направления развития на ближайшие годы – цифровизация, роботизация и экологичность. Как будет выглядеть БЕЛАЗ через 20 лет, пока трудно предугадать, но инженеры уверяют: машина будет становиться еще более удобной, производительной, экономичной и безопасной.