29 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Буквально за пару дней до Нового года в Минске начинает работать новый торговый центр - "Першы нацыянальны гандлёвы дом". С торговым объектом и представленными здесь магазинами 29 декабря ознакомился Президент Беларуси Александр Лукашенко, передает корреспондент БЕЛТА.
В торговом центре представлена продукция отечественных производителей из каждого региона страны. Подобный объект открывается в Беларуси впервые.
Еще в июле 2022 года во время посещения торгового центра "Столица" Александр Лукашенко поручил создать белорусский торговый центр на месте долгостроя на пересечении проспекта Независимости и улицы Кирилла Туровского в Минске. Ранее этот объект назывался "Магнит Минска". Его начали строить еще в 2009 году, но работы так и не были завершены.
"Белорусское, белорусское и белорусское. Нас никто не упрекнет из иностранцев. Ушли - уходите. Мы будем продавать свое, - говорил Александр Лукашенко о главном смысловом наполнении при создании торгового центра. - Надо выстраивать политику так, чтобы приоритет был белорусскому".И вот поручение Президента можно считать выполненным. В преддверии Нового года Александр Лукашенко ознакомился с фирменными магазинами и объектами общественного питания ведущих белорусских производителей.
"Это объединительная идея. Надо идти этим путем", - дал первую оценку увиденному глава государства.
Самый южный регион в торговом центре представлен предприятиями легкой и мебельной промышленности. Как пояснил губернатор Брестской области Юрий Шулейко, местными продуктами питания столичные магазины уже насыщены.
Первым магазином, в который заглянул Президент, оказался мебельный шоурум "Пинскдрева". Кстати, у предприятия почти полторы сотни магазинов по всей республике и еще около 100 - в России. Причем там "Пинскдрев" выстроил собственную товаропроводящую сеть: всеми процессами управляет белорусское юрлицо - головное предприятие. Подобный формат работы Александр Лукашенко ставит в пример и другим производителям.
Говоря о производстве мебели, глава государства подчеркнул: ткани и фурнитура должны быть белорусскими. "Меня интересует, чтобы было свое. Ткани, кожа, дерево - это наше. Мы можем это делать, - сказал он. - Если мы можем, почему не производить?"
В магазине постельного белья "Блакiт" Президенту продемонстрировали новые коллекции из недавно разработанных хлопко-льняных тканей. "10 тыс. комплектов мы продали за три месяца. Но здесь лен третьего номера, то есть очень короткий", - рассказали в магазине.
"Этого бы льна уже не было, если бы не герб и если бы в свое время не заставил заниматься льном. Нам надо понимать, что мы крестьян не заставим делать одно длинное волокно, поэтому надо стараться использовать все, что есть. Оказывается, можно", - заметил Александр Лукашенко.
Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение сейчас сосредоточено на внедрении новых технологий. Скоро на предприятии смонтируют линии, которые позволят снизить себестоимость продукции.
Задержался Александр Лукашенко и в магазине белорусского фарфора. В начале 2020 года, посещая Добрушский фарфоровый завод, Президент заявил, что продукция этого предприятия будет востребована всегда, поэтому важно, чтобы сохранить производство и не потерять рынки.
"Везде за рубежом пропагандирую ваш товар. Помню, вы мне на фабрике показали изделия - до сих пор перед глазами стоит", - заявил глава государства.
В ноябре Александр Лукашенко посетил гомельский ювелирный завод "Кристалл". Правда, в тот раз Президент не успел побывать в фирменном магазине предприятия. Сейчас глава государства наверстал упущенное. В ювелирном салоне ему доложили о результатах работы предприятия в этом году и планах на ближайшую перспективу.
"Это единственный магазин, где только продукция "Кристалла", - отметил генеральный директор предприятия Руслан Сороковой.
"Только не останавливайся. Ты должен каждый год по несколько экземпляров изделий (выпускать. - Прим. БЕЛТА)", - подчеркнул Александр Лукашенко.
А в продовольственном магазине Гомельской области Александр Лукашенко продегустировал мясо-молочную продукцию областных предприятий. Магазин особенный, поскольку свои товары представили лучшие предприятия региона. Гомельская область рассматривает возможность открытия похожих магазинов в России и даже Китае.
Представлен в торговом центре и гомельский текстиль.
"Поскольку все представить невозможно, мы сделали павильон, где рассказываем про все предприятия, возможности и услуги - и туристические, и медицинские", - рассказал председатель Гомельского облисполкома Иван Крупко.
В магазине стеклозавода "Неман" Президента также проинформировали о работе предприятия. По словам руководства, заказов сейчас много, на складе продукция не задерживается.
"Все три миллиона изделий, произведенных в этом году, мы в этом году и реализовали", - заявили в магазине.
"Если у вас на производстве так, как говорите, то спасибо вам, что сохранили завод", - сказал глава государства.
В то же время он напомнил, что в свое время завод пришлось спасать, чтобы сохранить производство и компетенции. В похожей ситуации когда-то находился и гомельский "Кристалл".
Особое внимание губернатор Гродненской области Владимир Караник акцентировал на предприятии "Белкредо", которое занимается пошивом мужских костюмов.
"А губернатор ваше носит?" - уточнил Александр Лукашенко в магазине.
"Я в их костюме!" - заявил губернатор.
В торговом центре Президенту также доложили о реализации главного инвестиционного проекта Лидского района - производстве мяса индейки. "Мы восстановили этот проект", - сказал Владимир Караник.
Экскурсия по северному региону Беларуси началась с магазина одного из старейших предприятий области - "Витебские ковры".
"Как вы работаете сейчас, все ли вы продаете?" - первым делом спросил Александр Лукашенко.
"В этом году экспорт составит порядка $41 млн. Продали даже больше, чем произвели. Уменьшили складские остатки на 23%", - доложил генеральный директор предприятия Артем Лоханкин.
В магазине главе государства показали новую продукцию - ковры из полиэстеровой нити. Внешне они похожи на шелковые, в то время как полипропиленовые ковры напоминают шерстяные изделия. Кстати, шерстяные ковры тоже пользуются популярностью у покупателей.
Витебская область также славится своей мясной продукцией. Один из лидеров здесь - Витебская бройлерная птицефабрика, поэтому обойти стороной фирменный магазин "Ганна" Президент не мог.
На предприятии помнят, как в 2006 году Александр Лукашенко приехал к ним с визитом. Тогда это была маленькая фабрика, а сегодня - крупнейшие производство в регионе благодаря поддержке со стороны государства. "С 2021 года мы инвестировали Br350 млн в основой капитал. Четыре крупных объекта открыли и два сегодня на стадии реализации", - рассказала генеральный директор Анна Норкус.
"А яйца есть?" - уточнил Президент.
"Тоже есть", - ответила Анна Норкус.
"Так надо Путину перекинуть", - предложил Александр Лукашенко
"Мы им предлагаем, но им все мало. 70% у нас - это внутренний рынок и 30% - экспорт. Из этих 30% Российская Федерация - 16%, 10% - Китай, 4% - постсоветские страны. Но свой рынок - прежде всего", - привела пару цифр генеральный директор.
Губернатор Могилевской области Анатолий Исаченко прежде всего решил продемонстрировать главе государства павильон Белыничского лесхоза, где можно ознакомиться с типовыми домокомплектами. Работники предприятия готовы подробно проинформировать покупателей о стоимости и особенностях такого жилья.
Свою продукцию здесь представили и местные ремесленники - получилась хорошая коллаборация.
Пригласили в гости Президента бобруйская "Славянка", продемонстрировав последние коллекции верхней одежды, а также булочно-кондитерская компания "Домочай". Хлеб этого производителя один из любимых у главы государства.
Производитель женских сумок и аксессуаров из кожи "Маттиоли" тоже открыл свой магазин в торговом центре. Александр Лукашенко заглянул и к нему.
Ну и как же пройти мимо легендарной кондитерской фабрики "Коммунарка"! В фирменном магазине глава государства оставил свой съедобный (в прямом смысле слова) автограф на расписном шоколаде - подобные изделия весом в несколько килограмм стали брендом предприятия. А этот экземпляр украсит музей фабрики.
Интересно, что посещение каждого магазина оборачивалось небольшим производственным совещанием: Президент интересовался финансовым положением на предприятиях, результатами экспортной деятельности и существующими проблемами. Будь-то использование в производстве отечественных материалов или поставка какао-бобов - все вопросы держаться на контроле.