Официальный сайт Республики Беларусь
Рождество и Новый год в Беларуси
Новости
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Новости | Президентские выборы-2015 в Беларуси

Президентские выборы в Беларуси

3 авг. 2015

Нововведения избирательной кампании - 2015

11 октября 2015 года состоятся выборы Президента Республики Беларусь, досрочное голосование проводится 6-10 октября. Правовой основой для проведения выборов Президента Республики Беларусь являются Конституция, Избирательный кодекс Республики Беларусь, а также некоторые иные правовые акты. 8 декабря 2013 года вступили в силу поправки в Избирательный кодекс Республики Беларусь. Поэтому нынешняя избирательная кампания будет проходить с учетом изменений в избирательном законодательстве. Кроме того, в 2015 году будет значительно повышена информированность избирателей, новые возможности получат незрячие и слабовидящие люди. Разбираемся, что нового по сравнению с предыдущими выборами Президента Беларуси ждет избирателей и участников кампании.

Создан информационный ресурс ВЫБОРЫ-2015

В 2015 году начал работу информационный ресурс ВЫБОРЫ-2015 (www.vybory2015.by), где освещаются важнейшие события по электоральной тематике.

На ресурсе можно найти информацию об инициативных группах, допущенных к участию в сборе подписей (их зарегистрировано восемь), а также об их координаторах по регионам. Публикуются последние новости из средств массовой информации, которые непосредственно касаются выборов.

Пользователи смогут при необходимости на одном ресурсе получить полную информацию об избирательной кампании. Кроме того, с информацией, касающейся подготовки и проведения избирательной кампании, можно ознакомиться на сайте Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (www.rec.gov.by).

Новые возможности получат незрячие и слабовидящие люди

Незрячие граждане Беларуси смогут проголосовать на выборах Президента Беларуси самостоятельно, без посторонней поддержки. При этом для желающих людей с проблемами зрения будет сохранена возможность проголосовать при помощи других лиц. "Незрячий избиратель, любой другой инвалид, который не в состоянии самостоятельно заполнить бюллетень, будет иметь возможность воспользоваться помощью другого гражданина", - информировал Николай Лозовик.

ЦИК разработал вместе с Товариществом инвалидов по зрению специальный проект. В 2015 году на каждом избирательном участке для самостоятельного голосования инвалидов по зрению будут заготовлены информационные материалы, отпечатанные шрифтом Брайля. Кроме этого, ЦИК рекомендовал, чтобы на каждом участке были специальные трафареты, которые позволят инвалидам по зрению самостоятельно заполнить и опустить бюллетень в урну, а также увеличительные лупы для слабовидящих людей.

Также на сайте Центризбиркома появилась версия для слабовидящих людей.

Кандидаты могут использовать для агитационной кампании свои фонды

В нынешнюю президентскую кампанию отменено государственное финансирование агитационных кампаний кандидатов в Президенты, им предстоит самим финансировать свое участие в предвыборной гонке. Как отметил секретарь ЦИК Николай Лозовик, уход от бюджетного финансирования в агитационной кампании, обусловленный изменениями в избирательном законодательстве, предоставил кандидатам более широкое поле для деятельности.

Кандидаты могут использовать для агитационной кампании свои фонды, размер которых увеличен в три раза - с 3 тыс. до 9 тыс. базовых величин. На сегодня максимальный размер фонда составляет Br1 млрд 620 млн (01.01.2015 установлен размер базовой величины в Br180 000). При этом снято ограничение размера денежных средств, которые может внести в фонд сам претендент на президентскую должность. Теперь кандидат сможет целиком за счет своих собственных средств профинансировать весь избирательный фонд, всю свою агитационную кампанию. Ранее он мог вносить в состав своего личного финансового фонда не более 50 базовых величин.

Фонды также могут формироваться за счет добровольных пожертвований граждан Республики Беларусь и юридических лиц. Физическое лицо может пожертвовать в избирательный фонд потенциального кандидата в Президенты не более 20 базовых величин. Пожертвования можно перечислить в установленном порядке через отделения "Беларусбанка".

"Все человечество идет по пути внебюджетного финансирования выборов. Тем более что кандидатам по новому законопроекту будут предоставлены лучшие условия. Сохраняются государственные гарантии - возможность участия в теледебатах, предоставление бесплатной газетной площади и бесплатного помещения для встреч с избирателями", - сказала глава ЦИК Лидия Ермошина.

Из средств избирательных фондов можно изготавливать агитационные печатные материалы (плакаты, листовки и другие материалы), аренду помещения для встреч с избирателями и даже работу своего предвыборного штаба. В свою очередь ЦИК изготавливает общие плакаты с биографическими данными о кандидатах, а также информационные материалы о них для направления избирателям. "Подобные нововведения, которые предоставляют более широкие возможности для финансирования собственной избирательной кампании, приведут к легализации многих расходов, которые несут кандидаты либо потенциальные кандидаты", - сказала Лидия Ермошина.

Еще одно нововведение - кандидаты на пост главы государства имеют возможность открыть свои избирательные фонды для сбора средств, пожертвований от физических и юридических лиц в первые же дни с момента регистрации своих инициативных групп. Ранее можно было начинать сбор средств только после официальной регистрации кандидата в Президенты Центральной комиссией.

"Подписи собирать очень нелегко (для регистрации кандидата в Президенты нужно собрать 100 тыс. подписей). Это большая работа. И, наверное, правильно, если эта работа будет оплачиваться. Сегодня на законных основаниях каждый потенциальный кандидат может профинансировать работу членов своего предвыборного штаба", - отмечал секретарь ЦИК Николай Лозовик.

Законодательством запрещено формировать фонды за счет поступлений от иностранных граждан, государств и организаций, международных организаций или имеющих иностранные инвестиции, а также от госорганов и органов местного самоуправления, организаций, которые полностью или частично финансируются из бюджета. Пополнять счет кандидатов также не могут благотворительные и религиозные организации, анонимные жертвователи.

Материалы обо всех кандидатах пришлют избирателям по почте

В нынешнем году будет значительно повышена информативность для избирателей - в каждый почтовый ящик положат цветной буклет с максимальными сведениями обо всех кандидатах. Как отметила Лидия Ермошина: "Там не будет никаких личных оценок, там будут только объективные данные, представленные самими кандидатами".

По словам секретаря ЦИК Николая Лозовика, в предыдущие избирательные кампании наблюдалась определенная "война листовок", когда агитационные материалы одного кандидата размещались поверх, а то и вместо агиток конкурента. У избирателей даже не было четкого представления о кандидатах. Сейчас одна такая листовка с иллюстрированным материалом обо всех кандидатах на пост главы государства будет изготовлена централизованно и через отделения связи поступит в почтовые ящики каждой семьи. "Это в первую очередь облегчит агитационную работу самих кандидатов, с другой стороны - повысит информированность избирателей", - отметил секретарь ЦИК.

Приглашение принять участие в выборах избиратели получат не позднее 30 сентября. Каждый избиратель может с 25 сентября прийти на свой участок, чтобы проверить, есть ли он в списках.

Кандидаты в Президенты обязаны указывать все уголовные судимости

Кандидаты в Президенты Беларуси обязаны указывать все уголовные судимости, которые имели место в их жизни (даже если они сняты). Ранее кандидаты не обязаны были это делать, оговаривалось, что наличие непогашенной судимости является препятствием для их регистрации.

Также кандидаты должны будут указывать в декларациях источники средств существования, если у них нет постоянной работы. "Считаем, что избиратель должен об этом обязательно знать. Это его право", - подчеркнула председатель Центризбиркома Лидия Ермошина. Она пояснила, что в избирательных кампаниях в Беларуси нередко участвуют безработные, которые не декларируют свои доходы и не разъясняют избирателям, за какие средства живут.

Изменена процедура обжалования нарушений

Поправки в Избирательный кодекс 2013 года слегка изменили процедуру обжалования нарушений. Жаловаться теперь можно не только в вышестоящие комиссии, но и в суд. Время на обжалование сократили до 10 дней, так как раньше жалобы поступали по несколько месяцев, что затрудняло их рассмотрение.

Согласно Избирательному кодексу, обращения, поданные по истечении установленных сроков, оставляются без рассмотрения по существу, о чем уведомляются заявители. Обращение подается гражданином или его представителем, осуществляющим свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности.

Обращения, поступившие в комиссии, государственные органы и организации, рассматриваются в трехдневный срок со дня поступления обращения, а обращения, связанные с реализацией гражданами избирательного права, поступившие в день выборов - немедленно. Обращения, в которых содержатся сведения, требующие проверки, рассматриваются не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления. Заявитель вправе знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением его обращения. Жалобы на решения комиссий рассматриваются на заседаниях комиссий. О дате, времени и месте проведения заседания сообщается заявителю, который вправе присутствовать при рассмотрении жалобы.

Запрещена агитация, направленная на срыв выборов

Изменения коснулись правил, которые регулируют порядок проведения предвыборной агитации. Речь, в частности, идет о запрете призывов к срыву, отмене или переносу сроков проведения выборов. Иными словами, запрещается бойкот выборов. Это соответствует Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ. "Не должна предвыборная агитация опираться на деструктивные призывы и лозунги, которые направлены на то, чтобы избиратель не реализовывал свое важнейшее демократическое право - право на участие в выборах", - отмечала Лидия Ермошина.

Законодательство запрещает агитацию, направленную на бойкот либо срыв выборов. "Государство тратит огромные средства на проведение избирательной кампании, кандидатам представлено право выступлений в различных СМИ и на собраниях, и это неправильно, если такая возможность используется для агитации за срыв важнейшего мероприятия", - пояснил секретарь ЦИК Николай Лозовик. Он подчеркнул, что все изменения в законодательстве направлены на создание более благоприятных условий для самих кандидатов и для избирателей.

Запрещается агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда войны, содержатся призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в Президенты Республики Беларусь. Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.

Видеонаблюдение и прозрачные урны на избирательных участках

В 2015 году Центризбирком рекомендовал комиссиям изыскивать средства на прозрачные урны, хотя в белорусском законодательстве нет обязательного требования по поводу использования на выборах прозрачных урн.

Говоря об эффективности использования прозрачных урн для голосования, глава ЦИК Беларуси Лидия Ермошина отметила, что это всего лишь имиджевые моменты, которые не влияют на итоги выборов. "Весь мир думает о перспективах электронного голосования. Поэтому прозрачные урны - это всего-навсего модная фишка, распространенная лишь в странах бывшего СССР. Причем не в тех странах, которые вступили в Евросоюз, а в тех, которые пытаются доказать, что у них все демократично и хорошо. Главное - не урны для голосования, а то, что в них находится, т.е. бюллетени с определенным волеизъявлением", - подчеркнула она.

Аналогичное мнение Лидия Ермошина высказала и в отношении современных средств видеонаблюдения, которыми оборудованы некоторые избирательные участки. "Кое-где у нас они имеются, но опять же все это сродни прозрачным урнам. Записи с видеокамер впоследствии даже не могут служить доказательством прозрачности выборов. Видеокамеры дают общий план и фиксируют только явные нарушения. Поэтому воспринимать прозрачные урны и видеокамеры как панацею нецелесообразно, к тому же это еще и дорого", - сказала она.

Одна прозрачная урна стоит около $100. А на каждом избирательном участке должно быть 5 урн для голосования, из которых 3 переносные и 2 стационарные. По словам Лидии Ермошиной, в Беларуси прозрачные урны устанавливают там, где местные власти нашли на это средства. Так, например, в Минской области ими будут обеспечены 12% избирательных участков.

Как рассказал секретарь Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Николай Лозовик, в Витебской области прозрачные урны намерены установить на всех участках для голосования. Он отметил, что Витебская область традиционно выступает генератором прогрессивных идей в различных сферах, в том числе и в организации и проведении выборов. "Область поставила перед собой задачу, чтобы на всех избирательных участках были прозрачные урны. Центральная комиссия такую задачу не ставит, но мы должны сказать спасибо всем, кто это сделает. Пускай будут прозрачные урны, возможно, у наших оппонентов, которые критикуют организацию выборов, будет меньше претензий. Хотя по большому счету я глубоко убежден, что прозрачность выборов и прозрачность урны - это не синонимы", - сказал секретарь ЦИК.

Вводится процедура аккредитации наблюдателей

Вводится процедура аккредитации наблюдателей, которая проводилась до этого только на местных выборах. "В принципе она проводилась и ранее, только называлась по-другому", - сказала глава ЦИК. При аккредитации сведения о наблюдателе вносятся в специальный журнал в участковой или территориальной комиссии. Если наблюдатель будет нарушать закон и препятствовать деятельности избирательной комиссии, он может быть лишен аккредитации.

На предстоящих выборах будут работать местные наблюдатели, это около 30-40 тыс. человек. Также традиционно приглашаются две основные организации, которые всегда наблюдают за выборами, организуют долгосрочные наблюдательные миссии. Это Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и СНГ. Предварительно эксперты изучают ситуацию в стране и потом докладывают, сколько наблюдателей, на их взгляд, нужно направить, каковы условия для работы в стране. Накануне выборов к ним присоединятся краткосрочные наблюдатели, которых направляют страны, входящие в ту или иную международную организацию.

В 2015 году впервые приедут в Беларусь в качестве наблюдателей на выборы Президента представители Всемирной ассоциации организаторов выборов (Республика Корея). "Мы уже два года являемся членом Всемирной ассоциации организаторов выборов, которая базируется в Южной Корее. Представители секретариата этой организации впервые будут приглашены на выборы Президента Беларуси", - сказала глава ЦИК Лидия Ермошина.

Международным миссиям созданы все условия для наблюдения за избирательным процессом в Беларуси.

Голосующие впервые избиратели получат памятные открытки

Приятным нововведением нынешней избирательной кампании является то, что ЦИК будет поздравлять голосующих впервые избирателей. Они получат памятную открытку, в которой будет поздравление от Центральной избирательной комиссии.

Досье БЕЛТА

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси