4 февраля, Минск /Алина Гришкевич - БЕЛТА/. Обзор итогов внешней политики Беларуси и деятельности Министерства иностранных дел в 2018 году опубликован на сайте внешнеполитического ведомства, сообщает БЕЛТА.
"Геополитические итоги 2018 года продемонстрировали системный кризис международной ситуации, все более приобретающий глобальный характер, - отмечается в документе. - Положение в мире характеризовалось усилением нестабильности и непрогнозируемости, наблюдалась тенденция к перманентному ухудшению".
В перечне основных вызовов называются усиление соперничества и углубление дефицита доверия между ведущими международными игроками и центрами силы; "тлеющие" региональные конфликты и появление новых очагов нестабильности; обострение экономических противоречий, торговые войны, применение санкций и контрсанкций; угроза обрушения международной системы контроля над вооружениями и возвращения к гонке вооружений; появление принципиально новых угроз международной безопасности в киберпространстве. "Все это ставит мир на порог новой холодной войны - глобального геополитического, экономического, военного, идеологического противостояния, усиливает опасность "большого конфликта" с участием ведущих держав", - говорится в обзоре.
В 2018 году Беларусь остро ощущала на себе риски нарастающей конфронтации. В этих непростых условиях страна сохранила и укрепила курс на обеспечение суверенитета и территориальной целостности, проведение независимой и сбалансированной многовекторной внешней политики, развитие интеграционных процессов на евразийском пространстве, их сопряжение с другими объединениями и проектами, укрепление безопасности в региональном и мировом масштабах.
Как отмечается в документе, "сохраняя приверженность стратегическому партнерству с Российской Федерацией, Беларусь продолжила выстраивать и наполнять предметным содержанием конструктивный диалог с Европейским союзом, его странами-членами и другими западными державами, Соединенными Штатами Америки". Активно укреплялось взаимодействие с государствами Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, нацеленное на развитие сотрудничества по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, на диверсификацию внешнеэкономической деятельности и освоение новых рынков.
Одним из приоритетов деятельности государства на международной арене по-прежнему оставалась экономическая дипломатия, направленная на обеспечение экономической безопасности, планомерное достижение равного распределения экспортных поставок между тремя рынками - ЕАЭС, ЕС и регионами дальней дуги.
Будучи одним из инициаторов и активным участником интеграционных процессов в Евразии, Беларусь продолжила прилагать усилия по достижению основного приоритета интеграции в рамках ЕАЭС - создания экономического союза без изъятий и ограничений. Последовательно продвигалась на международной арене белорусская инициатива "интеграции интеграций", получившая в 2018 году активное развитие.
"Беларусь подтвердила роль страны, способной генерировать и реализовывать объединяющие инициативы, прежде всего в области региональной безопасности. Белорусская идея неконфронтационного сотрудничества и организации широкоформатного международного диалога, направленного на преодоление существующих противоречий во взаимоотношениях между государствами на общем пространстве в Евро-Атлантике и Евразии, обрела экспертное наполнение во время проведенных в 2018 году в Минске крупных международных мероприятий: форума экспертной инициативы "Минский диалог" на тему "Восточная Европа: в поисках безопасности для всех" (23-25 мая); международной конференции под эгидой ОБСЕ на тему "Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху" (9-10 октября); встречи Основной группы Мюнхенской конференции по безопасности (31 октября - 1 ноября). Тем самым на практике подтверждена востребованность Минска в качестве международной площадки, на которой обсуждаются и предлагаются пути решения сложнейших мировых и региональных проблем", - говорится также в обзоре.
Минские договоренности по-прежнему оставались одним из ключевых механизмов урегулирования ситуации на востоке Украины. В 2018 году Беларусь обеспечила проведение более 20 встреч в рамках работы трехсторонней контактной группы.
Кроме того, сохранилась высокая динамика международных контактов на высшем и высоком уровнях. Состоялись 13 визитов Президента Беларуси, семь визитов премьер-министра, шесть визитов министра иностранных дел за рубеж, а также 46 визитов официальных делегаций зарубежных государств в Беларусь (девять визитов глав государств, 13 визитов руководителей правительств, 24 визита на уровне министров иностранных дел).
После проведенной в 2017-2018 годах оптимизации сеть загранучреждений представляет интересы Республики Беларусь в 57 государствах (с учетом аккредитации послов по совместительству - в 109). В Беларуси осуществляют свою деятельность 48 посольств, четыре отделения посольств, три торгпредства, 39 консульских учреждений иностранных государств, 18 представительств международных организаций. По совместительству из Москвы, Вильнюса, Варшавы и Киева аккредитовано 91 зарубежное диппредставительство.
В 2018 году Беларусь продолжила последовательную либерализацию визовой политики, результатом которой стали упрощение для граждан ряда стран визовых формальностей, увеличение срока пребывания в республике при безвизовом въезде. Поддержку правительства нашла инициатива МИД о разработке Национальной стратегии развития туризма.
"Важным свидетельством признания профессии дипломата, вклада дипломатической службы в развитие и становление белорусской государственности, реализации внешнеполитических и внешнеэкономических интересов нашей страны явилось учреждение указом Президента Республики Беларусь профессионального праздника - Дня дипломатического работника и юбилейной медали "100 лет дипломатической службе Республики Беларусь", а также геральдических символов внешнеполитического ведомства - эмблемы, флага, знаков различия и отличия", - отмечается в обзоре.