10 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Беларуси и России следует своевременно координировать усилия по дальнейшему сближению национальных законодательств, заявил председатель Конституционного суда Петр Миклашевич, оглашая заключительную часть Послания Конституционного суда Президенту и палатам Национального собрания, передает корреспондент БЕЛТА.
"Участие Республики Беларусь в региональных международных интеграционных объединениях обусловливает необходимость дальнейшего правового обеспечения развития и углубления интеграционных социально-экономических связей с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза и Союзного государства. В современных условиях актуальным становится в рамках Союзного государства совместное адекватное реагирование и противодействие нарастанию глобальных рисков, вызовов и угроз, дальнейшее усиление возможностей и взаимодействия по защите суверенитета и независимости Республики Беларусь, - отметил Петр Миклашевич. - Учитывая высокую степень интеграционного взаимодействия Беларуси и России в рамках Союзного государства, следует своевременно координировать совместные усилия по дальнейшему сближению национальных законодательств, выработке единых подходов к правовому регулированию важнейших общественных отношений в целях их единообразного понимания и применения".
Председатель КС подчеркнул: стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, цифровой экономики, электронных банковских и иных услуг, применение искусственного интеллекта, робототехники, биотехнологии являются значимыми факторами общественного прогресса и роста благосостояния. "Наряду с расширением технических возможностей масштабного преобразования общественной жизни в интересах человека, повышением уровня социального комфорта и доступности государственных услуг, упрощением массовых коммуникаций наступившая техногенная цифровая эпоха таит в себе и серьезные риски, порождая сложные правовые и этические вызовы, проблемы ответственности за социальные последствия принятых решений. Конституционный суд полагает, что процесс цифровой трансформации многих аспектов человеческой жизни и переход к обществу современной цифровой культуры обусловливают необходимость правового регулирования, которое учитывает конституционные и духовно-нравственные ценности, а также обеспечивает развитие безопасного информационного пространства, защиту общества от деструктивного информационно-психологического воздействия, создание надежных механизмов обеспечения конституционных прав и свобод человека", - подчеркнул Петр Миклашевич.
По его словам, в условиях современных вызовов и глобальных угроз, в том числе связанных с пандемией коронавирусной инфекции, особое значение приобретает реальное обеспечение конституционно-правового статуса личности, прав и свобод граждан, а также юридических гарантий их реализации на основе конституционных положений о том, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
"Конституционный суд считает, что исходя из принципа верховенства права законодателю следует обеспечивать правовое регулирование общественных отношений, отвечающее принципу конституционной безопасности личности, устанавливая объективно необходимые и социально обоснованные правовые ограничения и возлагая дополнительные обязанности на граждан, соблюдая оптимальный баланс частных и публичных интересов, сохраняя суть и целостность ценностно-смыслового содержания конституционных прав и свобод человека, - дополнил председатель КС. - Верховенство Конституции и принцип верховенства права являются фундаментальным базисом современного конституционного строя и, выражая сущность современного правового государства, предполагают необходимость комплексного и системного законодательного обеспечения реализации конституционных ценностей, принципов и норм, закрепленных в обновленной Конституции".
Петр Миклашевич констатировал: "Для сохранения преемственности и стабильности конституционно-правового развития государства и общества необходима консолидация совместных усилий и взаимодействия государственных органов, должностных лиц, институтов гражданского общества и граждан на пути дальнейшего эволюционного и устойчивого развития Республики Беларусь как суверенного демократического социального правового государства".