15 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Более 70% задач для ЦУР отражены в действующей национальной стратегии устойчивого развития до 2030 года. Об этом сообщил заместитель министра экономики Беларуси Александр Червяков сегодня на семинаре-совещании "Цели устойчивого развития - имплементация на национальном и региональном уровнях" в Минске, передает корреспондент БЕЛТА.
Говоря об имплементации ЦУР в программные документы страны, Александр Червяков подчеркнул, что на государственном уровне проработана целая система, охватывающая краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. "Мы провели оценку на соответствие Целей устойчивого развития нашим программным документам. Сегодня более 70% задач для ЦУР отражены в действующей национальной стратегии устойчивого развития до 2030 года. Естественно, эти цели и задачи развернуты и в программе социально-экономического развития на текущую пятилетку, и в годовых прогнозах. Хочу отметить, что через все программные документы с 2018 года будет красной нитью проходить идеология устойчивости, принятая ООН. Уже сегодня на региональном уровне мы проводим пилотный проект - разрабатываем годовые планы развития регионов, где заложены подходы ЦУР", - отметил Александр Червяков.
Замминистра руководит межведомственной рабочей группой по экономике внутри Совета по устойчивому развитию. "Земля одна, и на ней нужно стремиться жить по принципам, обеспечивающим гармонию между экологией, человеком и экономикой. Множество проблем остаются нерешенными, поэтому основным условием сохранения человечества и повышения уровня его жизни является комплексное достижение Целей устойчивого развития", - подчеркнул замминистра. В этом направлении все страны разрабатывают свою политику с учетом общемировых подходов. Советом по устойчивому развитию Беларуси проанализированы все 17 Целей устойчивого развития. Александр Червяков остановился на тех, что в большей степени характеризуют экономическую компоненту.
Цель №2 касается ликвидации голода, обеспечения продовольственной безопасности и развития сельского хозяйства. В Беларуси реализуется уже четвертая государственная программа по развитию АПК и достигнут положительный эффект. Республика не только самодостаточна в плане продовольственном, но и является экспортоориентированной страной, одним из крупнейших поставщиков молочной продукции. "Мы ставим перед собой целевые задачи по повышению качества сельхозпродукции, ее экологичности. Часть стратегических мер будет направлена на финансовое оздоровление и обеспечение прибыльности, эффективности работы сельхозпредприятий. Как следствие, будут решены вопросы достаточного уровня заработной платы работников, занятых в этой сфере. В ближайшее время финансовая устойчивость сельхозпредприятий - наша ключевая задача", - отметил замминистра.
Цель №8 касается содействия устойчивому экономическому росту и занятости с достойным уровнем оплаты труда. "Не решив вопросы по модернизации предприятий, совершенствованию управления, не обучив кадры, не наделив их компетенциями, обеспечить конкурентоспособность, экономический рост и эффективную занятость населения будет затруднительно. Поэтому государством принят ряд программных документов: государственная программа инновационного развития, по поддержке малого и среднего предпринимательства и другие. Ожидаемый результат - увеличение доли инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью и рост производительности труда", - сказал Александр Червяков.
Важная цель повестки ООН №9 связана с созданием надежной инфраструктуры, содействием индустриализации и внедрению инноваций. Только через эффективные инвестиции в обновление традиционных и создание новых отраслей экономики будет обеспечена эффективная занятость. "В рамках пятилетки мы планируем нарастить инвестиции до 12%. Это порядка $80 млрд. Причем на модернизацию и создание новых производств будет направлено более 70% всех инвестиций, и третья часть - на жилье и социальные проекты", - уточнил замминистра.
Цель №10 ставит вопрос о сокращении неравенства внутри страны. Она касается дифференциации развития внутри регионов и между ними. "По ее реализации мы строим региональную политику по взаимно дополняющим векторам. Первое - формирование центров экономического роста в тех городах и райцентрах, где есть экономический потенциал. В республике может быть сформировано 62 таких центра - более половины территории страны, где проживают более 6 млн человек, где генерируется порядка 62% экспорта и 68% инвестиций. Второй вектор - то, что находится вне центров экономического роста, то есть создание рабочих мест для отселения на принципах их часовой доступности. Для этого будут направлены ресурсы на создание хорошей транспортной и иных инфраструктур", - пояснил Александр Червяков. Инструментом такой политики станет разрабатываемый Минэконмики план индустриализации регионов. В его основе положены три блока. Первый - определение приоритетных видов экономической деятельности, технологических ниш, где есть определенные компетенции, и формирование на этой основе проектных инвестиционных предложений для бизнеса. Второй блок - специализация каждого района города с учетом его потенциала, кадрового и сырьевого, и размещение на этой основе целевых, наиболее рациональных предложений для инвесторов. Третий блок - формирование пакета условий для определенных групп инвестпроектов. Такой подход позволит более эффективно использовать в первую очередь финансовые ресурсы и более точечно вкладывать в эффективные направления.
"Создание высокопроизводительных рабочих мест является ключевым звеном эффективной занятости трудоспособного населения. И именно это направление мы видим как один из приоритетов экономической компоненты ЦУР", - заключил Александр Червяков.